Напомнить

Общероссийский Профсоюз образованияОбщероссийский Профсоюз образования

Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФСайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ

8 495 134-33-308 495 134-33-30

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

Как в России восстановили престиж профессии школьного учителя?

Пресс-служба Профсоюза. 07.10.2016
1639

"Доживём до понедельника", "Большая перемена" и многие другие фильмы советской эпохи прославляли работу простого школьного учителя. В сегодняшней России эта благородная профессия снова становится престижной и почётной, как это было до "лихих 90-х". Об этом в интервью Наргис Шекинской заявил заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко.

Он рассказал, почему День учителя в России отмечают целую неделю, о том, как жили педагоги в Российской империи и как удержать в школе молодёжь.

Михаил Авдеенко: В России этот праздник (День учителя) очень любимый. Учителя его, в первую очередь, отмечают очень весело. 5 октября – это Всемирный день учителя, а до некоторого времени День учителя в России, в Советском Союзе, отмечали в первый выходной октября. В течение недели учителя получают поздравления, в первую очередь, от учеников, от родителей, также друг друга поздравляют со своим замечательным профессиональным праздником.

Наргис Шекинской: Как сегодня живут российские учителя?

Михаил Авдеенко: Если сравнивать с началом 2000-ых годов, они стали жить несравненно увереннее и в материальном плане, и в плане оценки их труда российским обществом, потому что был период, к сожалению, в нашей недавней истории, когда, действительно, под сомнение была поставлена ценность педагогического труда. На наш взгляд, выправляется ситуация и со стороны государства – всем известные указы Президента России по материальному обеспечению педагогических работников.

Это и национальные проекты, в том числе, и в сфере образования, новые школы должны будут строиться, поскольку поставлена задача перейти на односменную работу школ, поставлена задача по профессиональным стандартам в сфере образования. Это и вопросы, связанные с уточнением и актуализацией перечня учебников, материалов. Здесь тоже идёт большая комплексная работа.

Наргис Шекинской: У вас на сайте прочла, что в царской России учитель получал 135 тысяч рублей в месяц в пересчёте на современные деньги, а сегодня только 35 тысяч, т.е. учитель по сравнению с тем учителем заметно обеднел.

Михаил Авдеенко: Да, действительно, такой факт на своем сайте мы приводим. Это говорит о том, что в царской России достаточно высоко ценился труд педагога, но их было несравнимо меньше, чем сейчас. У нас около миллиона педагогических работников в современной Российской Федерации.

В царской России такие большие зарплаты получали преподаватели в гимназиях. И охват гимназическим образованием в царской России был очень небольшим – в основном только дворянские, обеспеченные, слои могли это себе позволить. А остальное население страны, в первую очередь крестьянство, было практически неграмотным или имело максимум три года церковно-приходского образования. Так что цифра убедительная с одной точки зрения, но с другой – она достигалась тем, что охват в целом Российской империи был очень низким. Слава богу, за последние 100 лет мы добились всеобщего образования!

Наргис Шекинской: Насколько профессия учителя востребована среди молодёжи?

Михаил Авдеенко: Я недавно приехал с конкурса "Учитель года России – 2016", где был членом Большого жюри. В этом году были представители из всех 85 регионов Российской Федерации. Было очень отрадно заметить, что больше половины, принявших участие, были со стажем до 5 лет. То есть достаточно молодые.

И еще факт интересный: в этом году впервые в пятёрку победителей конкурса попали исключительно мужчины. Все они были в возрасте до 30 лет.

Действительно, сейчас идёт процесс – молодёжь пошла работать в школe. Но, главное, чтобы они удерживались потом в профессии. Особенно важны критические три года, когда надо их "закрепить" в школе. А для этого надо не только материальное стимулирование, хотя это, наверное, один из главных механизмов. Молодому педагогу нужно и наставничество, и психологический климат в коллективе, и вообще сама престижность профессии в обществе.

Актуально

Актуально

  

II Всероссийский форум "Детский лагерь - новое образовательное пространство"

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Создание сайта: Легал Студио 2012