Главная / Права и интересы / Рабочее время и время отдыха

Рабочее время учителя. В чём проблема?

Пресс-служба Профсоюза. 02.03.2016
Печать

 Рабочее время учителя. В чём проблема?
 "
Принимать нельзя отзывать". Осталось решить, где поставить запятую!

По просьбе сайта "Учительской газеты" Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, подробно прокомментировала ситуацию, связанную с обсуждением темы регулирования режима рабочего времени педагогических работников.

Многие из читателей, наверное, помнят распространённое крылатое выражение, использованное в мультфильме "В стране невыученных уроков" для описания двух взаимоисключающих возможностей, в котором жизнь главного героя зависела от того, как он расставит знаки препинания.

Вот в такой же ситуации, от которой зависит два взаимоисключающих решения, оказались работники сферы образования, которых призвали голосовать за отзыв проекта приказа Минобрнауки России "Об  утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – проект приказа), введя их, по сути, в заблуждение.

Обсуждение темы, связанной с регулированием рабочего времени педагогических работников, особенно с  режимом работы учителей в различные периоды их работы, развернуто на страницах педагогических изданий,  "Российской газеты", иных изданиях, а также на сайтах и форумах в сети "Интернет".

Эти обсуждения проходят на фоне принятого в соответствии со статьей 333-ей Трудового кодекса Российской Федерации приказа  Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", зарегистрированный Минюстом России 25 февраля 2015 года, регистрационный № 36204 (далее – Приказ № 1601), как ведомственный нормативный правовой акт, обязательный для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

К приказу № 1601 в соответствии со статьёй 100 Трудового кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" частью 7 статьи 47-ой Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ разработан  проект "приказа-спутника", определяющего особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, необходимого для регулирования рабочего времени в организации.

Проект приказа подготовлен взамен действующего приказа Минобрнауки России от 27 марта 2006 года № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2006 года, регистрационный № 8110) (далее – Приказ № 69), который  до принятия нового нормативного правового акта продолжает действовать и является обязательным для применения в части, не противоречащей законодательству.  

Несмотря на то, что приказом № 1601 уже поставлена точка в неправомерном применении к учителям и некоторым другим  педагогическим работникам 36-часовой продолжительности рабочего времени в неделю, эта проблема также продолжает вызывать вопросы  при  обсуждении проекта приказа, связанного лишь  с особенностями  режима учителей и других педагогических работников, который  не затрагивает вопросы конкретной продолжительности их рабочего времени, уже решённые в приказе № 1601.

Следует напомнить, что согласно пункту 2 приложения 1 к приказу № 1601 для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, а для других –  нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Так, продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, установлена только для педагогических работников, поименованных в подпунктах 2.1 и 2.2 приложения 1 к приказу № 1601, а нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов,  – для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3. – 2.8 приложения 1 к приказу № 1601.

Конкретная 36-часовая продолжительность рабочего времени установлена:

  • педагогическим работникам, отнесённым к профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребёнка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам; 
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющим образовательную деятельность.

Конкретная 30-часовая продолжительность рабочего времени установлена старшим воспитателям таких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как детские дома, школы-интернаты, общеобразовательные организации.

В отличие от вышеперечисленных педагогических работников, имеющих конкретно установленную  продолжительность рабочего времени, рабочее время педагогических работников, указанных в пунктах 2.3. - 2.7 приложения 1 к приказу № 1601 (воспитатели, музыкальные руководители, инструктора по физкультуре, концертмейстеры, учителя-логопеды и учителя-дефектологи),  будет полностью зависеть от  фактического объёма их педагогической работы, поскольку этими пунктами определена лишь норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. 

Например, при увеличении или уменьшении с согласия воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных групп объёма их педагогической работы против установленной нормы часов за ставку заработной платы их рабочее время увеличивается или уменьшается, но все свои должностные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками по занимаемой должности,  они выполняют в пределах рабочего времени, соответствующего фактическому объёму их педагогической работы.

Целесообразно также напомнить, что квалификационные характеристики должностей работников образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"", зарегистрированным Минюстом России 6 октября 2010 года, регистрационный № 18638 (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года № 448н, зарегистрированного  Минюстом России  1 июля 2011 года, регистрационный № 21240), являются ведомственным нормативным правовым актом, обязательным для применения на всей территории Российской Федерации.

Указанными квалификационными характеристиками конкретизируются должностные обязанности педагогических работников по занимаемым ими должностям, в связи с этим перечисленные в подпункте "г" пункта 1.2. проекта приказа виды работ, которые, как считают участники обсуждения проекта приказа, значительно увеличивают обязанности учителей,  не относятся  к должностным обязанностям конкретных педагогических работников.  

Данным пунктом проекта приказа определён лишь общий перечень видов работ (причём далеко не исчерпывающий), выполнение которых может входить  в рабочее время педагогических работников, но  в зависимости от занимаемой им должности. Напомним, что Номенклатура должностей  педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678,  содержит 40  наименований должностей педагогических работников, должностные обязанности которых различны.

Более сложная структура рабочего времени, требующая особого порядка его регулирования, предусмотрена для педагогических работников,  указанных  в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, поскольку  согласно квалификационным характеристикам  должностные обязанности таких педагогических работников не ограничиваются только проведением учебной (преподавательской, тренерской) работы (далее - учебная нагрузка), как это в ряде случаев безосновательно считают, к примеру, учителя,  утверждая, что получают зарплату только за часы учебной нагрузки.

Рабочее время учителей и других педагогических работников, указанных  в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, состоит из двух частей: времени, необходимого для выполнения согласно квалификационным характеристикам по занимаемым должностям обязанностей по проведению учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени),  и  затрат времени на выполнение должностных обязанностей, для которых  не могут быть установлены конкретные их нормы, поскольку выполнение таких работ может осуществляться не  ежедневно, не еженедельно, и даже не ежемесячно (в проекте приказа именуется: "другая часть педагогической работы").

К таким педагогическим работникам относятся:

  • учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
  • педагоги и старшие педагоги дополнительного образования;
  • тренеры-преподаватели  и старшие тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Помимо затрат рабочего времени на выполнение педагогической работы, входящей в должностные обязанности перечисленных педагогических работников, эти  работники с их согласия могут выполнять за отдельно устанавливаемую дополнительную оплату дополнительные виды работ, увеличивающие затраты их рабочего времени, которые в их прямые  должностные обязанности не входят (классное руководство, проверка письменных работ (тетрадей), заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, другие дополнительные виды работ, определяемые также и самими образовательными организациями).

Следует  также отметить, что нормируемая часть рабочего времени педагогического работника не является одинаковой, поскольку определяется с учётом фактического объёма учебной нагрузки, увеличение или уменьшение которого против установленной нормы,  осуществляется только с письменного согласия педагогического работника.

Другая часть рабочего времени,  необходимого для выполнения иных   должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемым должностям (к примеру, участие в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, осуществление связи с родителями, проведение родительских собраний, организация участия обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой, организация и проведение методической и консультативной помощи родителям и другое), регулируется планами и графиками, которые составляются  с учётом  периодичности выполнения таких работ.

Другая часть рабочего времени учителей, преподавателей, иных педагогических работников, связанная  с разработкой рабочих программ,  подготовкой к занятиям, регулируется самими педагогическими работниками.

Заметим, что независимо от того, что  ставки заработной платы  за календарный месяц  устанавливаются  педагогическим работникам, поименованным в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, исходя из нормы часов педагогической работы, составляющей 18 часов в неделю (720 часов в год для преподавателей организаций, реализующих программы среднего профессионального образования), выплачиваются педагогическим работникам за выполнение всей педагогической работы, входящей в их должностные обязанности согласно квалификационной характеристики, поскольку нормы часов – это всего лишь нормируемая часть их педагогической работы, являющаяся одновременно условной расчётной величиной, применяемой для исчисления заработной платы за фактический объём учебной нагрузки.

Разъяснение о выплате педагогическим работникам, поименованным в пункте 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, ставок заработной платы за всю педагогическую работу (т.е. с учётом другой её части, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности), содержится в пункте 37-ом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (как и на предыдущие периоды), утверждённых Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 25 декабря 2015 года (протокол № 12).

В специальном регулировании нуждаются также вопросы, связанные с рабочим временем педагогических работников в периоды, не совпадающие с их ежегодными основными удлинёнными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, к которым относятся каникулы, устанавливаемые для обучающихся, а также  с рабочим временем в периоды  отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, с тем, чтобы такая временная приостановка  работы  не квалифицировались  как простой,  при котором работникам выплачивается только часть заработной платы (что имело место в недалеком прошлом).

Вот на регулирование перечисленных и иных особенностей рабочего времени педагогических и иных работников образовательных организаций в целях недопущения нарушения их трудовых прав и направлены положения проекта приказа Минобрнауки  России "Об  утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Необходимо напомнить, что указанный проект приказа в целях его общественного обсуждения и экспертизы неоднократно размещался  на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru.

По сообщениям разработчиков проекта приказа на протяжении всего периода его общественного обсуждения, продолжавшегося более двух лет, рассматривались все поступающие замечания и предложения, ряд из них, не противоречащих законодательству, были учтены при формировании редакции проекта, согласованного со всеми заинтересованными федеральными министерствами, в связи с чем требования, о каком-то широком его обсуждении и об отзыве проекта приказа, как ухудшающего положение работников, безосновательны.

Судя по высказываниям участников, поддерживающих требования организаторов,  складывается впечатление, что многие из них недостаточно знакомы со всей нормативной правой базой, регулирующей вопросы рабочего времени педагогических работников, что при обсуждении порождает искажённую и недостоверную информацию, вызывающую  вопросы никак не связанные с положениями, регулируемыми в проекте приказа. Голосуя за отзыв проекта приказа, участники голосования  по непонятным причинам не замечают, что  все  вопросы, с которыми они не согласны, на самом деле полностью урегулированы в проекте.

Как уже отмечалось, проект приказа  подготовлен на основе действующего в настоящее время приказа № 69. Подготовка нового нормативного правового акта вызвана необходимостью приведения его в соответствие с  Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, а также внесения в этот приказ уточнений в отдельные его положения с учётом правоприменительной практики, устраняющих неоднозначное толкование отдельных его норм, что безусловно направлено на упорядочение регулирования рабочего времени педагогических  работников.

К примеру, по итогам правоприменительной практики, разработчиками принято решение учесть справедливые нарекания со стороны педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, по поводу суммирования неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, составляющих от 10 до 30 минут, которые должны использоваться для выполнения другой педагогической работы. Применение суммирования неустановленных перерывов к учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, у которых  и так имеется другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, признано абсолютно бессмысленным.

Более четко в новом документе прописано положение о том, что  не требуется присутствие в организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу,  в те дни недели  (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), которые свободны  для них от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы. В результате окончательно ставится точка на недопустимости  применения к учителям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, так называемой 36-часовой "отсидки" непосредственно в образовательной организации, хотя и согласно действующему приказу № 69 и приказу № 1601 этого не требуется, но не всегда соблюдается работодателями.

Внесены уточнения и в регулирование рабочего времени педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском, с тем, чтобы педагогические работники осуществляли педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, только в пределах нормируемой части их рабочего времени, т.е. объёма учебной нагрузки, определённой им до начала каникул. Увеличение  времени для выполнения работ из другой части рабочего времени, например, характерного для  учителей, может иметь место лишь при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время.

Впервые в нормативном правовом акте предлагается при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором предусматривать для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу,  свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. Для закрепления в приказе обязательного предоставления свободного дня законных оснований не имеется, поскольку  установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6-дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объёма учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей.

Именовать в коллективном договоре свободный день "методическим или библиотечным днём", как предлагается участниками обсуждения проекта приказа, не следует, поскольку эти понятия являются скорее целью, с которой свободный день может устанавливаться, и дело не в его названии.

Для учителей 1-х классов уточняются основания для  использования "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии, а также  "динамической паузы", являющейся большой переменой в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут. При этом указанный режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей отражаться не должен,  поскольку объём учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (т.е. один раз в год),  устанавливается локальным нормативным актом организации, отражается в трудовом договоре учителя.

Несмотря на различные мнения, высказываемые работодателями, в проекте проекта приказа, сохраняется требование о составлении в организации расписаний занятий, исключающих нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием (так называемые "окна"),  которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Очень существенным и важным уточнением, предусмотренным проектом приказа, является запрет на привлечение без письменного согласия педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе  в той же местности, но  в других организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых. К примеру, нельзя будет привлечь педагогического работника без его письменного согласия для работы в оздоровительном лагере, организованном на базе другой организации, даже в той же местности.

Возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, в  оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже после получения их согласия, вообще  теперь не содержится в  проекте приказа, в связи с чем педагогические работники в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности смогут работать исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора.

За педагогическими работниками, отнесёнными к профессорско-преподавательскому составу, по-прежнему, как и в приказе № 69, сохраняется право на выполнение научной, творческой и исследовательской работы  в соответствии с планами научно-исследовательских работ, программами, графиками, локальными нормативными актами, как непосредственно в организации, реализующей образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, так и за её пределами.

Отсутствие в проекте приказа положений о регулировании  рабочего времени научных работников обусловлено тем, что в полномочиях Минобрнауки России  в соответствии с пунктом 5.2.27 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 (с последующими изменениями и дополнениями),  находится принятие нормативного правового акта, определяющего  только особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вместе с тем, вопросы регулирования режима рабочего времени работников организаций высшего образования, в том числе  научных работников, в отношении которых не предусмотрено определять какие-либо особенности нормативными правовыми актами федерального органа, могут регулироваться правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемого непосредственно самой организацией.

Что касается несогласия участников обсуждения проекта приказа, связанного с тем, что  в проекте нормативного правового акта выборный орган первичной профсоюзной организации, с учётом мнения которого утверждаются правила внутреннего трудового  распорядка организации, указан в единственном числе, тогда как в организации может действовать две и более первичные профсоюзные организации, то авторы замечаний не учитывают, что применение в нормативном правовом акте понятия "выборный орган первичной профсоюзной организации", с учётом мнения которого принимаются правила внутреннего трудового распорядка – это норма Трудового кодекса Российской Федрации.

Трудовым кодексом Российской Федрации регулируются также и взаимоотношения между различными выборными органами первичных профсоюзных организаций, действующими в организации.

Так, две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа выступать от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федрации,  представлять интересы всех работников в социальном партнёрстве на локальном уровне, то на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии её выборного органа поручается вести переговоры от имени всех работников.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы обратиться к читателям с таким вопросом: "следует ли затягивать принятие такого важного документа, упорядочивающего регулирование режима рабочего времени педагогических работников, или на пустом месте  продолжать его обсуждение, лишая себя и всех коллег права на улучшение условий труда, вместо того чтобы, потребовать от работодателя приведения правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора организации в соответствие с законодательством, в том числе с положениями, предусмотренными в проекте приказа, после его принятия"? Остаётся только призвать читателей поставить знак препинания в нужном месте!

Источник: "Учительская газета"

Другие публикации по темам:

Трудовой кодекс

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо