IV - й пленум обкома Профсоюза
21 декабря 2016 года в г.Оренбурге состоялся 4-й пленум обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ. с повесткой дня: «О ходе выполнения Программы развития деятельности Оренбургской областной организации на 2015 – 2020 годы». С докладом выступил председатель областной организации Профсоюза А.Г.Гутарев
В прениях по докладу выступил председатель Бугурусланской районной организации Профсоюза В.И.Куркин. В своем выступлении он осветил состояние работы в Бугурусланской районной организации Профсоюза по данному вопросу и проблемы в развитии образования района.
В работе пленума приняла участие и выступила Г.И.Сафонова, первый заместитель министра образования Оренбургской области.
Выступление на пленуме обкома профсоюза.
21.12.2016 г.
Уважаемый президиум! Уважаемые коллеги!
Миссия Профсоюза - представление и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социальных прав обучающихся, содействие устойчивому развитию отечественного образования.
Исходя из этих принципов в рамках реализации Программы развития деятельности областной организации Профсоюза работников образования на 2015-2020 годы в нашей организации продолжает укрепляться система социального партнерства, реализуемая через районное Отраслевое трехстороннее соглашение, а также коллективные договоры, которые обеспечивают взаимодействие с работодателями по важнейшим вопросам трудового законодательства, улучшения социально-экономического положения работников в рамках представительской функции Профсоюза. В районном Отраслевом соглашении, принятом на 2016-2018 годы, сохранены важные социальные льготы и гарантии, связанные с вопросами аттестации педагогических кадров, правовым статусом и защитой работников, избранных в состав профсоюзных органов. В коллективных договорах отрегулированы такие актуальные вопросы, как:
- расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
- проведение реорганизации учреждений и осуществление массового увольнения работников;
- установление преимущественного права оставления на работе при сокращении численности или штата работников;
- увольнение работников-членов профсоюза;
- порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.
Во всех коллективных договорах оговорены дополнительные оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения содержания всем категориям работающих, а также закреплены гарантии деятельности профсоюзных организаций.
Главными задачами правозащитной работы по-прежнему оставались осуществление профсоюзного контроля за соблюдением норм трудового законодательства и восстановление нарушенных социально-трудовых прав работников образования, в том числе и путем оказания бесплатной юридической помощи. В этом неоценимую помощь оказывает правовой инспектор труда обкома профсоюза Александр Николаевич Ковалев. Только в 2016 году в районную профсоюзную организацию обратились более 50 работников и руководителей организаций по следующим вопросам: оплата труда, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на досрочную страховую пенсию по старости, права работников при реорганизации и ликвидации образовательных организаций, сокращение штата, привлечение работников для работы в выходные и праздничные дни, наложение дисциплинарного взыскания, оформление и содержание трудовых договоров, иных локальных нормативных актов и другие. По всем вопросам были даны консультации и оказана реальная помощь.
Проводилась также ревизия издаваемых отделом образования локальных актов в части соблюдения трудового законодательства при наложении дисциплинарных взысканий, выплате денежного довольствия в случае простоя, при издании локальных актов по вопросам, не находящимся в компетенции заведующего отделом.
В 2016 году создан и работает сайт районной организации Профсоюза, что позволило улучшить информированность работников образования о работе районного Совета Профсоюза и первичных профсоюзных организаций. Здесь размещены нормативные документы для организации работы выборных профсоюзных органов и педагогических коллективов образовательных организаций, что явилось немаловажным в год правовых знаний в Профсоюзе.
В плане совершенствования финансовой политики в Профсоюзе и в целях финансового укрепления нашей местной профсоюзной организации около 4-х лет назад мы перешли на централизованный бухгалтерский учет в региональную организацию Профсоюза в соответствии с постановлением обкома Профсоюза от 30.11.2012г. №12 «Об организационно-финансовом укреплении местных и первичных организаций Профсоюза». А для этого необходимо было ликвидировать районную организацию Профсоюза как юридическое лицо. От этого мы только выиграли, мы ни в чем не стали ущемленными. Улучшилась оперативность в финансовом обслуживании мероприятий по осуществлению Уставной деятельности нашей организации( нет чековой книжки и договора с банком, не тратятся деньги на обслуживание операций, отправил по электронной почте заявку на требуемую сумму и через 2 часа получил деньги в ближайшем банкомате. И что немаловажно – отчет по финансам делается также оперативно в бухгалтерию обкома Профсоюза. Все открыто и прозрачно и экономия на бухгалтере). Теперь мы не предоставляем отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и другие инстанции.
Теперь о проблемах. Прежде всего – это кадровая проблема. Районный Совет Профсоюза, профсоюзный актив оказывают содействие в повышении квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров, способствовали созданию моральных и материальных стимулов для работников образовательных организаций, обеспечению учета мнения профсоюзных комитетов при принятия решений работодателем. С этой целью комитеты профсоюза принимают участие в заседаниях педагогических советов, совещаниях руководителей образовательных организаций, в работе по аттестации педагогических кадров и других мероприятиях. В тесном сотрудничестве с отделом образования районный Совет Профсоюза принимает участие в организации и проведении районных конкурсов, работая в составе оргкомитетов и жюри фестивалей, конкурсов, выставок, слетов, оказывая в том числе и финансовое сопровождение.
Несмотря на проводимую работу, район испытывает острую нехватку педагогических кадров. По этой причине впервые за мою многолетнюю работу в аппарате управления образованием и профсоюзной организации у нас закрылась основная школа. Растет образовательный и квалификационный уровень педагогических кадров, на сегодняшний день 81,6% учителей имеют высшее образование, которое пополняется, в основном, за счет заочников. Свои выпускники очного отделения педвузов давно уже не возвращаются, последний выпускник пединститута, возвративщаяся в район в 1995 году – это моя дочь. Спасибо пенсионерам – выручают, но и здесь не все в порядке. Руководство отдела образования дословно восприняло областной лозунг сокращать численность работающих пенсионеров и она уменьшилась с 14 до 12%. Но вместе с тем в конце прошлого учебного года создалась ситуация, когда в 9-ом и 11-ом классах ряда школ некому было готовить детей к экзаменам.
Опытных руководителей – пенсионеров, которые могли бы еще плодотворно проработать 5 – 10 лет, уволили, а на их место, в большинстве, пришли люди далекие от административной работы. Другие директора школ ушли сами, ведь в настоящее время назначить руководителя образовательной организации – это означает наказать его, причем рублем, потому, что на следующий день сбегаются все надзорные органы, а у них кризиса нет, только штрафы значительно увеличены. Реализация прав руководителя образовательной организации как юридического лица по ряду вопросов в настоящее время весьма затруднительна.
Я, по прежнему, убежден, что проблему с педагогическими кадрами нужно решать только вернувшись к государственному распределению выпускников педагогических учебных заведений.
В настоящее время активно поощряется высокая педагогическая нагрузка ( меньше учителей, больше часов - больше средняя заработная плата). Отсутствует замещение уроков вместо заболевшего учителя или находящегося на сессии студента – заочника, в том числе и в 9-ом и в 11-ом классах. Все во имя экономии заработной платы, а не качества знаний школьников. Когда я учился – все сессии были только на каникулах. Сейчас же не успел начаться учебный год учитель на сессии вместо того, чтобы организовать детей на учебу после летних каникул. Да это и проблемы для руководителя, особенно в малокомплектных школах.
Следующая проблема – это бумажный вал. В мае текущего года вышли в свет федеральные документы: приказ МО РФ «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», рекомендации МО РФ и ЦК Профсоюза (направлены напрямую руководителям образовательных организаций) по сокращению и устранению избыточной отчетности. На практике же, на мой взгляд, идет тенденция не к уменьшению бесполезного бумаготворчества, а наоборот и это мотивируется тем, что региональное министерство никаких разъяснений по этому поводу не давало. ( громоздкие рабочие программы, номенклатура дел, требующая кардинальной переработки, дублирование документов в бумажной и электронной формах и другое). Бумажный вал мешает в работе как опытных учителей, так и начинающих. Анкетирование «Как живешь, молодой педагог?», проведенное в ноябре текущего года среди молодых специалистов, показало, что 80% из них, отвечая на вопрос «Что волнует вас в профессиональной деятельности?» поставили именно «бумажный вал отчетности».
Все упомянутые нерешенные проблемы, которые видны, особенно в последнее время, невооруженным глазом в той или иной степени влияют на качество образования и улучшение условий труда педагогических работников
Все это, конечно же, влияет на сохранение численности членов Профсоюза и работу по мотивации профсоюзного членства (особенно в настоящее время), которая остаётся по-прежнему актуальной задачей профсоюзных комитетов первичных и всей нашей территориальной организации Профсоюза. Причины, влияющие на снижение мотивации профсоюзного членства носят как объективный, так и субъективный характер: это
- издержки в работе профсоюзных органов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза;
- эпизодический характер работы по вовлечению в Профсоюз;
- недостаточная работа выборных профсоюзных органов по решению вопросов сохранения единства и организационного укрепления профсоюзных организаций;
- потребительское отношение к Профсоюзу, нежелание платить профсоюзные взносы и ряд другие.
Нестабильные социально-экономические условия, воздействие кризисных явлений в экономике на финансовое обеспечение развития образования, реструктуризация образовательных организаций и сопровождающее ее сокращение штатной численности работников серьезно осложняют тот фон, на котором профсоюзные активисты призывают людей к солидарности и единству. Кроме этого отсутствие у работников уверенности в завтрашнем дне мешает повысить эффективность работы по мотивации к участию в деятельности нашего профессионального союз
Уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с наступающими Днем профсоюзного активиста и Новы годом! Здоровья вам, благополучия и счастья, единства профсоюзных рядов и успехов по защите законных прав и жизненных интересов работников образования.
Спасибо!