Главная / Деятельность / Акции профсоюза

Позиция и предложения Омской облпрофорганизации в законопроект о пенсиях

Пресс-служба Профсоюза. 30.08.2018
Печать

Позиция Омской областной организации
Профсоюза работников народного образования и науки РФ
по поводу переноса досрочной страховой пенсии, назначаемой лицам,
не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность
в учреждениях для детей, независимо от их возраста и повышения возраста выхода на пенсию других категорий работников, предусмотренного проектом Федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам назначения и выплаты пенсий»

 В проекте федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесённого Правительством Российской Федерации, и принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении (далее - законопроект) в части страховой пенсии, назначаемой лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, содержатся положения по ежегодному (поэтапно в течение восьми лет) переносу срока реализации права педагогических работников на назначение страховой пенсии, устанавливаемой досрочно.

Законопроектом начиная с 2019 года для лиц, приобретших право на досрочную страховую пенсию, предлагается ежегодно на 12 месяцев переносить срок назначения страховой пенсии, который к концу 2026 года будет составлять в общей сложности 8 лет. Тем самым предлагается для назначения пенсии указанным лицам фактически увеличивать возраст, что безусловно отвергает основополагающий принцип приобретения ими права на досрочную страховую пенсию - «независимо от возраста», хотя единственным условием её назначения на протяжении всего 93-летнего периода являлось лишь осуществление не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р) основным принципом совершенствования формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения.

При этом, как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующий порядок исчисления размера страховых пенсий в условиях сложившейся демографической ситуации приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате пенсий.

Вместе с тем дифференцированный принцип пенсионного обеспечения работников сферы образования обусловлен особой правовой природой введения такого вида их пенсионного обеспечения.

Данная категория специалистов была отнесена к особой категории лиц, деятельность которых, по сути, была приравнена к государственной службе, в связи с чем, им, как и должностным лицам или лицам офицерского состава, «по прослужении 25 лет» назначалась пенсия за выслугу лет (утверждена постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 15 января 1925 г. «О пенсионном обеспечении учителей школ 1 ступени сельских и городских и других работников просвещения в деревне»).

Таким образом, право этих работников, которые были выделены в особую категорию при назначении данной пенсии, было сопряжено не с возрастом по общему принципу, а с родом их профессиональной деятельности, связанной с рядом особенностей, к которым, прежде всего, следует отнести государственную и общественную значимость вида трудовой деятельности, содержащую в себе широкий комплекс компетенций (обучение, воспитание; интеллектуальное, духовно-нравственное, морально-этическое, творческое, физическое развитие человека; удовлетворение его образовательных потребностей и интересов). Для сферы образования такая социальная гарантия стала одной из важных мотиваций выбора педагогической профессии и дальнейшего сохранения педагогических кадров на рынке труда для обеспечения конституционных прав граждан на образование.

Право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, то есть независимо от возраста, обосновывается, кроме того, особенностями их трудовой деятельности, связанной с длительным неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных факторов, обусловленных постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой, которые как следствие приводят к утрате либо существенному снижению трудоспособности, к признакам профессионального выгорания.

Таким образом, если предложение по повышению общеустановленного пенсионного возраста обосновывается увеличением продолжительности жизни, связанной с улучшением состояния здоровья граждан, позволяющего более длительно сохранять необходимую трудоспособность, то, по данным экспертов, у лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, нарушения в нервно-психическом здоровье проявляются уже после 10 лет работы.

Право педагогических работников, осуществлявших не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на назначение досрочно страховой пенсии является одним из наиболее действенных элементов государственной кадровой политики в сфере образования, позволяющих педагогическим работникам старшего возраста при меньшем объеме учебной нагрузки оставаться в профессии без потери в общем уровне материального обеспечения после назначения досрочной страховой пенсии и использовать накопленный профессиональный опыт для помощи молодым учителям, воспитателям в качестве наставников с целью приобретения и совершенствования ими навыков работы с классом (группой), а также с родителями несовершеннолетних обучающихся (воспитанников).

Необходимо также отметить, что увеличение периода, с которого в законопроекте предлагается назначать и выплачивать досрочную страховую пенсию, приведет к нарушению иных прав лиц, непосредственно связанных с назначением пенсии. Так, будут откладываться меры социальной поддержки педагогических работников, имеющих звание «Ветеран труда», поскольку в соответствии с федеральным и региональным законодательством меры социальной поддержки реализуются в отношении таких лиц исключительно после установления (назначения) им пенсии (в том числе назначаемой досрочно) независимо от прекращения или продолжения ими трудовой деятельности (ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Предлагаемые в законопроекте изменения в отношении педагогических работников фактически нарушают положения части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующие право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду.

По сути, отсрочка в назначении досрочной пенсии лицам, приобретшим на нее право, в нарушение указанной конституционной гарантии прямо направлена на принуждение педагогических работников к продолжению работы на тех же или иных должностях для получения средств к существованию независимо от состояния здоровья.

Таким образом, предлагаемые в законопроекте изменения в пенсионном обеспечении, а также вытекающие из этих изменений последующие ограничения других прав работников противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Положения законопроекта, предусматривающие отсрочку назначения и выплаты страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью при наличии на неё права у работников сферы образования, никак не учитывают ее правовую природу, обусловленную только периодом времени (специальным стажем) осуществления этой деятельности работником, но никак не его возрастом.

Таким образом, в законопроекте происходит фактическая подмена правового статуса двух видов пенсий:

общей страховой пенсии, где основанием её назначения для большинства граждан, прежде всего, является возраст;

досрочной страховой пенсии, требующей дифференцированного подхода, при котором для работников сферы образования основанием назначения является продолжительность профессиональной деятельности, то есть только специальный стаж.

Наряду с рассматриваемым законопроектом, ограничивающим права работников на досрочную страховую пенсию, к сожалению, не предусматривается принятие мер по дальнейшему повышению уровня заработной платы педагогических работников, непосредственно влияющего на размер пенсии, и по поэтапному устранению диспропорции в оценке труда работников организаций бюджетной сферы. Вместе с тем вызывает большую обеспокоенность тот факт, что в 2018 году оплата труда всех категорий педагогических работников (кроме ППС) будет практически приравнена к оплате труда работников младшего и среднего медицинского персонала, согласно целевым показателям соотношений по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента России от 2012 года.

Кроме того, для работников сферы образования не предусматривается оснований и возможности для перечисления работодателем дополнительных страховых взносов для создания и реализации корпоративных пенсионных программ, что также отражается на размере их пенсии.

Считаем также недопустимым реформирование досрочной пенсии педагогических работников в предлагаемом порядке, который может привести к ухудшению кадровой ситуации в учреждениях, обеспечивающих государственные гарантии прав граждан на образование, и значительно ухудшить кадровые условия обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования в рамках разработки национального проекта в сфере образования.

Омская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ считает, что предлагаемые законопроектом изменения не должны быть приняты в части страховой пенсии, назначаемой досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Исходя из изложенного выше, Омская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ не поддерживает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и предлагает:

В статью 4 законопроекта, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), внести следующие изменения:

В пункте 5, предусматривающем внесение изменений в статью 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»):

абзац 1 подпункта «а» изложить в следующей редакции:

«пункт 20 дополнить словами «с применением положений части 11 настоящей статьи»;

в подпункте «б», дополняющем статью 30 частью 11, первое предложение изложить в следующей редакции, исключив пункт 19:

«11. Страховая пенсия по старости лицам, указанным в пунктах 20 и 21 (в отношении лиц, страховая пенсия по старости которым назначается независимо от возраста) части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.».

В пункте 8, дополняющем Федеральный закон «О страховых пенсиях» приложениями 6 и 7, название приложения 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» изложить в следующей редакции, исключив пункт 19:

«Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 20 и 21 (в отношении лиц, страховая пенсия по старости которым назначается независимо от возраста) части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»»

Ввести мораторий на изменения, связанные с досрочным назначением пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, как противоречащие части 1 статьи 37 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации».

Так же считаем, что данный законопроект не должен рассматриваться, пока не будут решены и законодательно оформлены следующие вопросы:

Изменена ситуация на рынке труда за счёт создания высокотехнологичных рабочих мест, сокращения доли "живого труда", обеспечения гибкой занятости, создания систем перманентной переподготовки кадров. В рамках этой программы необходимо предусмотреть рабочие места, адаптированные для высоковозрастных категорий работников, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений.

Пересмотрена политика оплаты труда с целью повышения заработной платы, особенно в категориях средне и выше среднего оплачиваемых работников.

Ратифицирована Конвенция Международной организации труда № 102 без изъятий раздела IV (пособие по безработице).

Пересмотреть методику определения прожиточного минимума, с целью его оптимизации и возможности использования, как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.

Провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в которой предусмотреть:

  • создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учётом характера оплаты их труда (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);
  • прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;
  • унификацию порядка назначения и получения пенсий для всех категорий наёмных работников, включая государственных служащих, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • оптимизацию страхового тарифа на пенсионное страхование, приведение его величины в соответствие с обязательствами перед застрахованными путём определения нагрузки между субъектами страхования и подкреплённого актуарными расчётами.

Подготовить финансово-экономическое обоснование, подтверждающее реальное и качественное увеличение пенсий, а также эффективность предлагаемых мер для пенсионной системы.

Вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования и перевести его в добровольный формат.

Увязать продление активной трудовой жизни с вопросами предоставления качественной медицинской помощи высоковозрастной категории работников.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо