Главная / Деятельность / Акции профсоюза

В рамках Дня солидарных действий

Пресс-служба Профсоюза. 05.10.2023
Печать

Четвёртого октября прошло собрание профактива области, которое стало основной формой проведения Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!». Главный вопрос повестки дня – социальное партнёрство – гарантия достойного труда!

Открывая встречу, председатель Федерации омских профсоюзов Сергей Моисеенко еще раз подчеркнул, что социальное партнёрство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений. Такая работа в нашем регионе ведётся давно и имеет определённые результаты.

На собрании выступили вице-губернатор, министр труда и социального развития Омской области Владимир Куприянов, вице-президент, исполнительный директор Омского регионального объединения работодателей Виктор Белов, председатель координационного совета профорганизаций Омского района Татьяна Бастрон, председатель профкома акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» Ольга Цокурова, председатель Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Евгений Дрейлинг. Его выступление читайте ниже.

Уважаемые коллеги!

По мнению педагогических работников, одним из важнейших мотивов к качественному, творческому труду и стремлению задержаться в профессии региональной системы образования являются вопросы оплаты труда и социальных гарантий.

Согласно данным ведомственного мониторинга за 2022 год средний размер заработной платы отдельных категорий педагогических работников государственных и муниципальных организаций Омской области (включая образовательные организации других министерств Омской области, без учёта образовательных организаций федерального подчинения) сложился следующим образом:

– педагогические работники образовательных организаций общего образования без учёта выплат педагогическим работникам общеобразовательных организаций ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета (далее – вознаграждение за классное руководство) – 37 862 рубля (102,9 % от прогнозного среднего дохода от трудовой деятельности (далее – СДТД) – 36 800 рублей);

– педагогические работники дошкольных образовательных организаций – 34 185 рублей (101,9 % от фактически сложившегося уровня средней заработной платы работников в общем образовании за указанный период без учёта вознаграждений за классное руководство – 33 543 рубля);

– преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных образовательных организаций без учёта вознаграждений за классное руководство (кураторство) из федерального бюджета – 38 516 рублей (104,7 % от прогнозного СДТД – 36 800 рублей);

– педагогические работники организаций дополнительного образования детей – 36 329 рублей (94,6 % от фактически сложившегося уровня средней заработной платы учителей за указанный период без учёта выплат учителям вознаграждений за классное руководство из федерального бюджета – 38 394 рубля);

– педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, без учёта вознаграждений за классное руководство из федерального бюджета – 38 205 рублей (103,8 % от прогнозного СДТД – 36 800 рублей).

Недостижение целевых показателей уровня средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования за 2022 год обусловлено снижением среднесписочной численности учителей общеобразовательных организаций на 386,1 единиц, что при увеличении объёма нагрузки и оплате фактически отработанного времени за выполненный объём труда привело к достижению уровня начисленной средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций выше запланированного целевого ориентира.

Вместе с тем, уровень инфляции опережает уровень повышения оплаты труда, который по-прежнему происходит за счёт увеличения нагрузки на педагога.

Так, если проанализировать повышение уровня заработной платы учителя и изменение его нагрузки с 2013 года, можно заметить, что при сохранении нагрузки учителя на уровне 2013 года (24,3 часа) и коррекции её на уровень инфляции по годам у учителя зарплата на 2022 год должна была бы составить 41 848 рублей. Данные за 2022 год показывают, что зарплата учителя составляет 38 394 рубля, отставание от официальной инфляции 9 %. При этом нагрузка увеличилась на 35,8 % и составила в среднем 33 часа (увеличение с 2013 года на 8,6 часа).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объёмов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере образования (раздел IV п. 7 п. п. «е») установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, с учётом установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, применяемого с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П.

К сожалению, данные позиции законодательства не исполняются ни региональными ни муниципальными органами власти.

Система мер социальной поддержки из средств областного бюджета (далее – система мер) в соответствии с действующим региональным законодательством приоритетно направлена на молодых специалистов, работающих в образовательных организациях, расположенных на территории сельских поселений Омской области. Так, единовременная денежная выплата в размере 20,0 тысяч рублей, установленная в 2005 году, производится молодым педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях Омской области всех типов, расположенных на территории рабочего или дачного посёлка, сельского поселения Омской области (далее – выплата в размере 20 000 рублей). Выплата в размере 20 000 рублей в 2020 году назначена 140 молодым педагогам, объём финансирования составил – 2 800 000 рублей, в 2021 году – 116 молодым педагогам на сумму 2 320 000 рублей, в 2022 году – 143 молодым педагогам на сумму 2 860 000 рублей.

К сожалению, данная выплата не распространяется на педагогов города Омска и малых городов региона, что на наш взгляд является дискриминирующим фактором. Кроме того, мы считаем, что необходимо изменить возраст получателей с 29 лет до 35 в соответствии с Федеральным законом № 489-ФЗ от 30.12.2020. «О молодёжной политике в Российской Федерации», а также увеличить размер данной выплаты.

Существующая единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья молодым специалистам, поступившим на работу в организации, осуществляющие образовательную деятельность, расположенные на территории Омской области, в размере 108 000 рублей с 2011 года остаётся неизменной и на сегодняшний день не может реально помочь молодому специалисту в приобретении жилья. Кроме того возраст, при котором педагог вправе обратиться за её получением составляет до 29 лет. Необходимо привести возрастной ценз в соответствие с Федеральным законом № 489-ФЗ от 30.12.2020. «О молодёжной политике в Российской Федерации», где возраст молодого специалиста определяется до 35 лет.

Установление размера оклада выше рекомендуемого размера педагогическим работникам, поступившим на работу (по основному месту работы) в образовательные организации Омской области всех типов в соответствии с уровнем образования и (или) квалификацией согласно полученному документу об образовании и (или) о квалификации, в течение первых трёх лет с даты трудоустройства на работу по должности педагогического работника с 1 марта 2023 года увеличилось до 100 % (ранее увеличение было на 30 %, 40 %, 60 % ежегодно в течение первых трёх лет с даты трудоустройства на работу по должности педагогического работника).

Данное изменение произошло без дополнительного увеличения фонда оплаты труда и, по сути, уменьшило фонд стимулирования всего коллектива, чем создало дополнительное напряжение в трудовых коллективах. Уверены, что подобные изменения должны подкрепляться дополнительным финансированием.

Считаем необходимым поддержать и педагогов-стажистов, предусмотрев повышение оклада при стаже работы в образовательной организации свыше 20 лет на 50 %.

Анализируя меры соцподдержки в регионах Сибирского федерального округа в части предоставления льгот по коммунальным услугам картина складывается следующим образом – в Новосибирской, Кемеровской, Красноярской, Иркутской (в многоквартирных домах) областях сохранена 100 % компенсация расходов, в других регионах предоставляется ежемесячная денежная выплата. В Алтайском крае, например, ежегодно производится индексация данной выплаты на коэффициент инфляции услуг ЖКХ. Компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 2 300 рублей в Омской области ввели в 2017 году взамен ранее существующей 100 % оплаты данных расходов. На сегодняшний день уровень цен на коммунальные услуги существенно вырос и по результатам опроса, в котором приняли участие 4 095 педагогических работников из 30 муниципальных районов Омской области, действующая компенсация возмещает порядка 38 % расходов. В течение последних трёх лет количество получателей компенсации в среднем составляет около 23 000 человек. Ежегодно на осуществление компенсации из бюджета Омской области направляется около 633 000 000 рублей. Поскольку данная мера соцподдержки значима для педагогов, работающих на селе, считаем необходимым обеспечивать ежегодную индексацию данной выплаты на коэффициент инфляции услуг ЖКХ начиная с этого года.

Сохранение и совершенствование прав и гарантий работников системы образования, компенсаций и льгот обеспечит поддержание социальной стабильности в отрасли «Образование» Омской области, создаст конкурентную привлекательность для педагогических кадров в регионе.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Омской областной организации

Общероссийского Профсоюза образования

по внесению изменений в законодательные

и нормативные правовые акты Омской области

(озвучены на заседании Омской областной трехсторонней комиссии

по регулированию социально-трудовых отношений 23.03.2023)

1. Министерству образования Омской области и муниципальным органам управления образованием разработать методику определения планового фонда оплаты труда работников учреждений с учётом использования утверждённой нормативной штатной численности работников образовательных организаций.

2. Министерству образования Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области принять соответствующие меры для проведения индексации социальных выплат педагогическим работникам на рост индекса потребительских цен на товары и услуги по Омской области с момента установления данных видов выплат на 01.01.2024 года. Закрепить проведение их ежегодной индексации в действующем региональном законодательстве.

3. Министерству образования Омской области и муниципальным органам управления образованием при планировании фондов оплаты труда учреждений предусматривать денежные средства для оплаты работникам командировочных расходов.

Внести изменения в часть третью п. п. 17 п. 5 II раздела Приложения
№ 1 к приказу Министерства образования Омской области от 16.12.2013 № 86 «Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений», изложив его в следующей редакции:

– от 10 лет до 20 лет -– на 20 процентов;

– свыше 20 лет – на 50 процентов.

4. Губернатору Омской области в соответствии с п. п. 6 ст. 2 Федерального закона № 489-ФЗ от 30.12.2020. «О молодёжной политике в Российской Федерации» внести изменения в п. п. 3) п. 2 Приложения к Указу Губернатора Омской области от 22 июля 2004 № 153 изложив его в следующей редакции:

3) возраст, не превышающий 35 лет.

5. Министерству финансов запланировать средства на увеличение:

– предельного размера выплаты обозначенного в п. 8 Приложения к Указу Губернатора Омской области от 22 июля 2004 № 153 до 300 тысяч рублей;

– размера выплаты в соответствии с п. 8 Постановления Правительства Омской области от 09.06.2005 66-п «О единовременной денежной выплате педагогическим работникам» до 50 тысяч рублей.

6. Правительству Омской области:

п. п. 2 Постановления Правительства Омской области от 09.06.2005
№ 66-п «О единовременной денежной выплате педагогическим работникам» изложить в следующей редакции:

– 2) поступление впервые на работу на должности в соответствии с требованиями к квалификации по трудовому договору, заключённому на срок не менее 3 лет или на неопределенный срок, в государственные образовательные организации Омской области или муниципальные образовательные организации;

– В соответствии с п. п. 6 ст. 2 Федерального закона № 489-ФЗ от 30.12.2020. «О молодёжной политике в Российской Федерации» внести изменения п. п. 3 п. 2 Постановления Правительства Омской области от 09.06.2005 № 66-п «О единовременной денежной выплате педагогическим работникам» изложив его в следующей редакции:

3) возраст до 35 лет включительно.

– П. 8. Постановления Правительства Омской области от 09.06.2005
№ 66-п «О единовременной денежной выплате педагогическим работникам» изложить в следующей редакции:

8. Размер выплаты составляет 50 тысяч рублей.

В заключение встречи её участники единогласно приняли резолюцию собрания профсоюзного актива Омской области.

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо