Главная / Деятельность / Информационная работа

Национальная система учительского роста.

Пресс-служба Профсоюза. 20.10.2017
Печать

Что представляет собой национальная система учительского роста?
На сегодняшний день говорить именно о "системе" преждевременно. Целостная модель НСУР ещё не представлена.
С одной стороны, концепция её формирования неоднократно анонсировалась в публичных докладах представителей Минобрнауки России и Рособрнадзора на различных совещаниях и семинарах.
С другой стороны, "в сухом остатке" мы имеем пока лишь цикл мультимедийных презентаций, посвящённых обоснованию в популярной форме отдельных возможных элементов будущей системы.
При этом по мере поступления замечаний и предложений со стороны Общероссийского Профсоюза образования, слайды данных презентаций обновлялись от форума к форуму. Некоторые изначально заявленные в них положения претерпели существенную корректировку, другие – полностью "отпали", третьи – были заменены на альтернативные предложения.

Какие изменения претерпевает НСУР? И против чего возражал Профсоюз?
Совершенно логично, что уже изначально разработка модели НСУР осуществлялась органами исполнительной власти и привлечёнными ими экспертами в той системе координат, которая обозначена в тексте соответствующего поручения Президента Российской Федерации, в котором сформулированы две задачи-минимум: во-первых, установление уровней владения профессиональными компетенциями, во-вторых, – обеспечение подтверждения их результатами аттестации.
В поисках решений в рамках заданных ориентиров Минобрнауки России предложило дифференцировать уровни квалификации учителей посредством установления новых должностей – "старший учитель" и "ведущий учитель". Рособрнадзор, в свою очередь, выдвинул идею использования при аттестации учителей контрольных измерительных материалов – по аналогии с апробированным механизмом проведения им национальных исследований профессиональных компетенций отдельных категорий учителей.
В теории и та, и другая инициативы, безусловно, имеют право на существование. Однако их непродуманная реализация на практике чревата социальными издержками, на которые своевременно обратил внимание Общероссийский Профсоюз образования.
В частности, в первом случае принципиальной позицией Профсоюза является сохранение учителям, занявших должности старших и ведущих учителей (в случае их установления), всех социальных гарантий, предусмотренных в отношении педагогических работников, и, прежде всего, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, большинство учителей, мнение которых изучалось Профсоюзом, высказываются в пользу обеспечения их равного доступа к занятию новых должностей (например, на основе «прозрачных» конкурсных испытаний).
Во втором случае нельзя допустить, чтобы использование КИМов стало "довеском" к уже существующим процедурам проведения аттестации. Профсоюз выступает за прекращение фактического сбора отчётности при аттестации педагогических работников и проведение её посредством реальной оценки их квалификации, которая согласно ТК РФ подразумевает "уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы".
В среднесрочной перспективе наиболее взвешенным подходом представляется наличие альтернативных аттестационных процедур (на выбор самого работника): либо по действующей традиционной схеме оценки результатов профессиональной деятельности, либо – по новым правилам (с условием доступности кодификаторов элементов содержания оценочных материалов), которым предстоит пройти полноценную апробацию и получить ту или иную оценку её эффективности в самом педагогическом сообществе.

Каковы предварительные итоги работы над концепцией НСУР? Приняты ли какие-то официальные документы?
В настоящее время Минобрнауки России продолжает работу над проектом "дорожной карты" формирования НСУР. В частности, уточняется перечень нормативных правовых актов, в которые планируется внести изменения, ведь решение некоторых обсуждаемых задач относится к компетенции других ведомств. Остаётся открытым и вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования проведения аттестации. Итоговую версию "дорожной карты" (в случае её согласования заинтересованными сторонами) планируется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации.

Сколько ведущих и старших учителей (если таковые должности появятся) будут работать в каждой школе?
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, в каждой конкретной школе может быть разное количество соответствующих штатных единиц. При этом на федеральном уровне могут быть разработаны рекомендации по установлению штатной численности старших и ведущих учителей. Однако, если требование об их наличии не будет закреплено во ФГОСах общего образования в качестве кадрового условия их реализации, то в отдельно взятой школе таких должностей может не оказаться вовсе, и это не будет являться нарушением.

Каковы будут требования к лицам, претендующим на новые должности?
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
На сегодняшний день квалификационные требования к лицам, претендующим на должности старших и ведущих учителей, остаются предметом острой профессиональной дискуссии.

Какие должностные обязанности предполагается возложить на ведущих и старших учителей?
В процессе разработки концепции НСУР представителями Минобрнауки России и привлечёнными им экспертами высказывались самые разные предложения на этот счёт. Последняя версия, представленная в рамках "модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников", предполагает, что трудовая функция старших учителей будет включать проектирование образовательной программы, а ведущих учителей – также координацию профессиональной деятельности учителей и старших учителей. Как видно из замечаний, опубликованных учителями на Интернет-сайте, где проходит обсуждение, предложенный вариант содержит, по их мнению, риски фактического распространения на старших и ведущих учителей функционала администрации школы и роста бюрократической отчётности.
Стоит отметить, что на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. При этом их разработка осуществляется не произвольно, а на основе квалификационных характеристик соответствующих должностей, установленных Единым квалификационным справочником. Между тем, вопрос о внесении изменений в ЕКС (в случае установления новых должностей) почему-то не вынесен на повестку обсуждения.
С 1 сентября 2019 г. профстандарт "Педагог" также может применяться работодателями при заключении трудовых договоров и разработке должностных инструкций. Однако согласно ТК РФ обязательными для применения профессиональные стандарты являются лишь в части требований к квалификации.

Будет ли "аудиторная" нагрузка старших и ведущих учителей ниже, чем у обычных учителей?
Такой вопрос действительно стоит на повестке обсуждения, и ответ на него (в случае установления новых должностей) должен быть дан в проекте внесения изменений в приказ Минобрнауки России "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников […]", который подлежит согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. Объективная сложность сугубо административного решения вопроса об установлении старшим и ведущим учителям сокращённой (по сравнению с учителями) нормы часов – к примеру, 9 или иного количества часов в неделю – связано с действующими требованиями о проведении непосредственной педагогической работы с детьми в объёме не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

На сколько в денежном выражении будут отличаться зарплаты ведущего учителя, старшего учителя и "обычного" учителя?
Как известно, большинство учителей работают в муниципальных учреждениях. В свою очередь, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.


Между тем, Профсоюз настаивает на включение в проект "дорожной карты" формирования НСУР такого мероприятия, как разработка на федеральном уровне рекомендаций по оплате труда учителей, старших учителей и ведущих учителей, направленных на существенное увеличение размеров оплаты труда соответствующих категорий педагогических работников по мере роста их профессионального уровня.

Другие публикации по темам:

Обучение профактива

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо