Главная / Деятельность

О взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования по вопросам совершенствования систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций

Пресс-служба Профсоюза. 21.08.2017
Печать

Принимая во внимание, что по итогам Всероссийского августовского совещания педагогических работников 2016 г. Минобрнауки России, Минтруду России дано поручение Правительства РФ от 25.08.16 г. № ДМ-П8-5082 о подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций Департаментом стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России совместно с Центральным Советом Общероссийского Профсоюза образования была организована работа по подготовке таких предложений.

Подготовка предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций осуществлялась с учетом полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области оплаты труда, установленных:
- Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (ст. 26.14, ч. 2) ;
- Федеральным законом от 22 августа 2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе работников общеобразовательных учреждений;
- Трудовым кодексом Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, включая Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ.

Следует отметить, что данное правовое регулирование привело к значительным различиям в оплате труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы как между регионами, так между однотипными организациями в одном регионе, в том числе:
- к неоправданной дифференциации размеров оплаты труда за труд равной ценности;
- к существенным различиям в принципах и подходах по регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности;
- к отсутствию в отдельных системах оплаты труд,а в нарушение трудового законодательства, фиксированных месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов;
- к введению при оплате труда учителей дополнительного, не предусмотренного федеральным законодательством показателя нормирования труда учителей, зависящего от количества обучающихся в классах, комплектование которых не является их обязанностью;
- к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы или должностных окладов;
- к увеличению размера переменной части, т.е. выплат стимулирующего характера, устанавливаемых либо за выполнение работы, не всегда связанной с исполнением основных обязанностей, либо за «качество работы», что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат;
- к иным существенным различиям при исчислении заработной платы работников.

Предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в рамках действующего законодательства сформированы специалистами Профсоюза совместно с Минобрнауки России в виде проекта методических рекомендаций и прежде всего направлены на упорядочение и безусловное исполнение основополагающих, установленных на федеральном уровне норм и условий, непосредственно связанных с оплатой труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также образовательные программы дошкольного образования и (или) дополнительные общеобразовательные программы.

Проект методических рекомендаций основан на положениях следующих федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов:
- Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
- номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (далее – Номенклатура должностей);
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, принятых в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ.

Положения проекта методических рекомендаций в пределах, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти:
- направлены на унификацию систем оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию, в целях обеспечения единых принципов формирования гарантированных размеров ставок заработной платы (окладов);
- направлены на упорядочение структуры заработной платы работников, обеспечивать которую предлагается путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, с тем чтобы размеры окладов и ставок в структуре заработной платы работников образовательных организаций составляли не менее 70 процентов;
- предусматривают единый порядок исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) педагогических работников, для которых приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 определены нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, обеспечивающие стабильность правового регулирования в этой области оплаты их труда;
- предусматривают конкретные формулы и примеры исчисления заработной платы в зависимости от фактического объема учебной нагрузки учителей, воспитателей, музыкальных руководителей и особенности исчисления их заработной платы;
- определяют порядок регулирования другой части педагогической работы кроме учебной нагрузки, в зависимости от ее вида с учетом положений приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, т.е. части, связанной с выполнением непосредственных должностных обязанностей (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей); изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся; ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; периодические дежурства в период осуществления образовательного процесса; организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся; выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), а также с работой по проведению родительских собраний);
- регулируют порядок выполнения за дополнительную оплату дополнительных видов работ (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ);
- ориентируют на установление, в т.ч. коллективными договорами порядка и условий привлечения работников к выполнению таких видов дополнительной работы, как индивидуальная и (или) групповая работа с обучающимися; участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);
- определяют порядок регулирования оплаты с учетом видов выплат компенсационного характера;
- определяют порядок регулирования оплаты с учетом видов выплат стимулирующего характера;
- определяют особенности оплаты труда отдельных педагогических работников (мастеров производственного обучения);
- определяют порядок и условия почасовой оплаты труда;
- регулируют условия оплаты труда руководителей образовательных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров;
- предусматривают порядок фиксации в локальном акте учреждения по установленной единой форме, именуемой «тарификационный список», всех полагающихся педагогическому работнику выплат, включающих: заработную плату, исчисленную за фактический объем учебной нагрузки (фактический объем педагогической работы), с учетом ее увеличения на повышающий коэффициент (процент) за наличие квалификационной категории и по другим основаниям; размеры доплат за проверку письменных работ (определяются с учетом фактического объема учебной нагрузки); классное руководство; заведование учебными кабинетами, лабораториями, учебными мастерскими, другую дополнительную работу, а также размеры надбавок за непрерывный стаж и иных постоянных надбавок; размер увеличения заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки (северной), и итоговый размер заработной платы по всем выплатам.

В настоящее время проект Методических рекомендаций передан Министерством образования и науки РФ в Правительство Российской Федерации.

Другие публикации по темам:

Оплата труда

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо