Главная / Мероприятия / Конкурсы

Министр просвещения РФ и призеры «Учителя года России»-2018 обсудили, как улучшить качество образования

Пресс-служба Профсоюза. 04.10.2018
Печать

4 октября в Общественной палате Российской Федерации прошло испытание для пяти призеров Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 – «Разговор с министром». Это третий, заключительный тур конкурса. Конкурсанты обсудили с Министром просвещения РФ Ольгой Васильевой тему "Глобальная конкурентоспособность: как вывести страну в число лидеров по качеству общего образования". Модерировал разговор политолог, член Зиновьевского клуба, ведущий программы "Право знать!" на телеканале ТВЦ Дмитрий Куликов.

 

Перед началом финального конкурсного испытания слово взяла первый заместитель председателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова: «Мне очень приятно приветствовать вас впервые за всю историю конкурса в стенах Общественной палаты Российской Федерации! Именно здесь мы стараемся услышать мнение общества о самых актуальных проблемах в жизни нашего государства. И, безусловно, образование всегда находится в центре внимания и заботы Общественной палаты РФ. Вам предстоит разговор с Министром просвещения. Я призываю вас быть актуальными, затронуть то, о чем болит ваше сердце, и постараться сделать все, чтобы высказанные в указах президента намерения о том, чтобы Российская Федерация вошла в число одной из ведущих стран мира в системе общего образования, был выполнен, возможно, даже досрочно. Мы могли бы вернуть себя имя лидера школьного образования».

Министр просвещения РФ Ольга Васильева напомнила: «Две важнейшие цели определяет майский указ Президента России 2018 года, а именно – воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиционных и культурных ценностей и нашу конкурентоспособность – вхождение российской системы образования в десятку лучших мировых систем».

Также Ольга Юрьевна поблагодарила всех, причастных к проведению конкурса «Учитель года России» в этом году: «Я благодарю коллег из регионов, которые сделали все возможное, чтобы прислать своих лучших представителей, хочу еще раз высказать благодарность нашему любимому городу Санкт-Петербургу, потому что прекрасно была организована финальная часть конкурса, хочу отдельно сказать слова благодарности Георгию Сергеевичу Полтавченко, Жанне Владимировне Воробьевой, Майе Борисовне Пильдес, руководителю гимназии №56 Санкт-Петербурга, в стенах которой проходила работа конкурсантов с детьми». И пожелала удачи участникам разговора.

Ведущий предложил призерам за пять минут высказать свою точку зрения о проблеме, заданной в теме разговора.

Илья Сергеевич Казанцев, учитель истории, обществознания и права лицея №4 «Многопрофильный» города Пскова: «Я полагаю, что глобальная конкурентоспособность – это не про то, кто кого обгонит. На конкурсе «Учитель года России» мы не соревнуемся друг с другом, мы друг друга не унижаем, не оскорбляем, мы просто делаем свое дело чуточку лучше, чем делали вчера. То же самое я могу сказать про глобальную конкурентоспособность. Это сделает наше образование чуточку лучше, чем оно было вчера. Если мы постепенно будем совершенствовать образование в своей стране, мы войдем в десятку лучших стран мира.

Я хочу начать с учителя. Точнее, с одного миллиона людей, которые каждый день находятся, не побоюсь этого слова, на фронте, каждый день борются за наше с нами будущее. И каждый день работают на эту большую цель.

Национальная система учительского роста - это тот механизм, та последовательность шагов, которая позволяет нам, не переходя на административные должности, сохраняя свой статус профессионала – учителя, преподавателя – одновременно расти над собой. Национальная система учительского роста для меня – большой шаг в будущее».

 

Юрий Александрович Клюев, учитель химии Брянского городского лицея №1 им. А.С.Пушкина: «Система образования должна целиком и полностью соответствовать культурным и нравственным категориям, которые исповедует для себя конкретная страна. В этом смысле образ нашей системы образования должен быть подчеркнуто российским. И несомненно, что глобальный прорыв должен сделать учитель как ключевой компонент системы. Педагогические специальности, которые имеются в классических вузах, заполняются по остаточному принципу. Мы должны мотивировать наших детей, наше будущее, чтобы они становились учителями. Как это сделать? Можно открыть инженерный класс в каком-нибудь учебном заведении, это практикуется достаточно активно. А почему бы нам не вернуться к практике, когда открывались педагогические классы? Ведь если ребенок еще не сформировался как личность, эмоциональная составляющая превышает потребительскую. Выход всегда есть, его можно найти при поддержке государства».

 

Григорий Андреевич Назаров, учитель истории и обществознания гимназии №9 города Химки Московской области: «Набросаю несколько идей, о которых коллеги, может быть, захотели бы дальше поговорить. Первое - кто оценивает конкурентоспособность? Международные исследования. Акцент в этой проверке делается на метапредметные навыки. Важнее ли они, чем предметные? Второе – у нас долго реформируется система образования. Сейчас у нас есть замечательный инструмент в виде Закона «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов, в них написано, что должен делать учитель начальной школы, общей и старшей. Вопрос не в том, какой закон, а в том, как он исполняется. И тут мы упираемся в личность учителя. Важный шаг – это его подготовка. В нашей Московской области запущена идея педагогического класса. Дети, начиная с 10 класса, сотрудничают с педагогическими вузами, начинают смотреть на педагогику как на свою будущую профессию. И, конечно, вопрос о зарплате. Я надеюсь на совесть губернаторов, мэров, директоров школ, надеюсь, что они вспомнят о своем учителе, благодаря которому стали тем, кем стали, и сделают все, чтобы зарплата учителя была достойной».

 

Алихан Мавладиевич Динаев, учитель обществознания и права математической школы №1 имени Х. И. Ибрагимова города Грозного Чеченской Республики: «Первая мысль – а сегодня мы лидеры? И как измерить, кто является лидером? По каким критериям этот рейтинг составляется? Если обратиться к результатам международных сравнительных исследований, например, TIMSS, то окажется, что Россия в лидерах. Речь о выпускниках начальной школы. Но если мы смотрим на результаты PISA и TIMSS, которые оценивают 15-летних подростков, то результаты стремительно проседают. И здесь у меня возникает вопрос: почему выпускники четвертых классов лучшие в мире, а выпускники 8-9-х классов уже лидерами не являются? Причин, конечно, много. Но главная в следующем. В начальных классах традиционно действует классическая парадигма: один учитель, который ориентируется на своих учеников, который видит системно, как работает тот или иной ученик, каких успехов достигает и какие проблемы у него есть. Начиная с 5 класса и дальше, в основной школе, преобладает знаниевая или предметная парадигма. Учителей становится значительно больше, и каждый учитель работает разрозненно. Он работает над своим предметом, и считает, что его главная задача – дать ребенку конкретные знания своего предмета. Есть такой вариант решения проблемы - создавать методические советы, но не предметные, а по параллелям, когда учителя, преподающие разные предметы в пятых, шестых классах и так далее, собираются вместе и обсуждают, какие проблемы есть у детей в параллели, системно смотрят, как можно помочь конкретному ребенку, развивать его способности и таланты».

 

Игнат Андреевич Игнатов, учитель информатики и ИКТ, технологии школы №1540 Москвы: «Мне кажется, в формулировке темы – «Как вывести страну в число лидеров по качеству общего образования?» - содержится главный вопрос: как, каким образом решить поставленную задачу? Для меня, как для инженера, это главный вопрос. Мне кажется, что каждый ученик, учитель, родитель должен ответить на вопрос: а что он может сделать для того, чтобы вывести страну в число лидеров по качеству образования? Что конкретно он может сделать завтра лучше, чем делал вчера? Только объединившись, мы сможем улучшить наши результаты в этом вопросе. Один из принципов, который поспособствует нашему поступательному движению в число лидеров, – открытость. Только локальная и глобальная трансляция идей и практик, результатов, методик, успешных решений вопросов поспособствует нашему развитию. Способствовать этому также может и цифровизация образования, электронная школа, появление других новых электронных ресурсов, потому что информационные технологии ускоряют развитие. Нам нужно совершить образовательный прорыв. Его можно совершить только вместе, поставив конкретную задачу на завтрашний день».

Отвечая на вопросы ведущего, конкурсанты развили тему. А затем Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева прокомментировала каждое выступление призеров. И сделала вывод: «Здесь сидят пять человек, пятерка призеров, все мужчины. О чем это говорит? О том, что это осознанный выбор. Очень трудно молодого мужчину пригласить работать в школу без осознанного выбора. Я думаю, это хорошее начало. Это явление в нашей стране. С такой основой нам двигаться легче».

(Фото предоставлено «Учительской газетой»).

Другие публикации по темам:

Конкурс «Учитель года России»

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо