Облпрофорганизация обратилась к Губернатору Омской области по ситуации с оплатой труда и кадровым вопросам
Уважаемый Александр Леонидович!
В Омскую областную организацию Профсоюза работников народного образования и науки РФ увеличилось количество обращений педагогических работников, связанное с низким размером базовых окладов, ставок заработной платы за норму часов.
Достижение целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации и применяемая методика расчета средней заработной платы педагогов не позволяют объективно оценить уровень материального вознаграждения за осуществление педагогами своей трудовой функции, что способствует нарастанию социального напряжения в коллективах.
Увеличение размера МРОТ с 01.01.2019 года и отсутствие индексации заработной платы у квалифицированных работников привело к нивелированию квалифицированного и неквалифицированного труда.
Приказом Министерства образования Омской области от 16 декабря 2013 года № 86 установлены рекомендуемые оклады: воспитатель - 7590 рублей, учитель - 8572 рубля, педагог дополнительного образования - 6270 рублей. Чтобы как-то больше заработать, многие учителя вынуждены работать с повышенной нагрузкой по 27-54 часа (норма за ставку 18 часов). Мизерный размер должностных окладов, ставок заработной платы провоцирует обострение протестных настроений в коллективах. Учителям фактически некогда заниматься саморазвитием, творческий подход постепенно угасает от перегрузки. Значительно возрос риск профессиональных заболеваний, связанный с голосовой нагрузкой и психоэмоциональным напряжением.
Кроме этого, педагоги выполняют ряд другой дополнительной работы, не входящей в должностные обязанности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» к другим видам работ отнесены:выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями, другие виды работ).
Действующими - отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018–2020 годы (п.п. 5.11.8.), Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12 рекомендовано относить данные выплаты к компенсационным «за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных».
Опрос педагогов показывает, что оплата дополнительной работы сведена к минимуму или в нарушение законодательства вменяется педагогам в должностные обязанности. Педагоги ежемесячно выполняют эту работу, а оплата каждый раз разная или вовсе отсутствует. Причиной этого считаем отнесение выплат за дополнительную работу в нашем регионе к разряду стимулирующих и отсутствие их фиксированного размера.
Размер оплаты труда за осуществление функции классного руководителя из расчёта 40 рублей за одного ребенка остается без изменений с 2005 года.
Данные проблемы уже привели к серьезной нехватке учителей, воспитателей и ряда других педагогических работников.
Для повышения привлекательности педагогических профессий необходимо срочно принять меры:
во-первых, увеличить рекомендуемые Министерством образования Омской области размеры окладов, ставок заработной платы педагогических работников, установив минимальный размер не менее МРОТ;
во-вторых, продумать возможность обязательной отработки «бюджетного» диплома в течение трёх лет после окончания выпускниками педагогических вузов, колледжей педагогической направленности;
в-третьих, для работников системы образования Омской области законодательно закрепить на региональном уровне такие преимущества как:
- преимущественное право на предоставление мест в дошкольные образовательные организации детям педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций и работников учебно-вспомогательного персонала муниципальных дошкольных образовательных организаций;
- выделение дополнительного бюджетного финансирования для решения вопросов льготного содержания детей штатных работников дошкольных образовательных организаций;
- льготное ипотечное кредитование для педработников с пониженной ставкой;
- предоставление жилья на условиях социального найма;
- увеличение размера подъемных для молодых специалистов, впервые приступивших к работе;
- организация доступного профилактического лечения в здравницах региона;
- создание передач и освещение в СМИ положительных примеров педагогической деятельности, создание информационных поводов, положительно влияющих на имидж профессии.
Уважаемый Александр Леонидович, просим Вас найти возможность в ближайшее время встретиться с представителями Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ по обозначенным проблемам.
Председатель Омской областной организации Профсоюза
работников народного образования и науки РФ
Е.Ф. Дрейлинг