Областное традиционное педагогическое совещание Волгоградской области в этом году проведено в г.Камышине
25 августа 2017 г. состоялось августовское областное совещание педагогических работников Волгоградской области «Стратегия развития системы образования Волгоградской области: новые ориентиры - новое качество». В этом году педсовет проведен в Камышине. В торжественной обстановке 52 педагогам региона вручили знак "Почетный работник сферы образования Российской Федерации", а коллективам 36 общеобразовательных организаций, продемонстрировавших высокие результаты, – благодарности.
Во Дворце культуры "Текстильщик" собрались более 760 человек: учителя, руководители образовательных организаций, представители законодательной и исполнительной власти, руководители органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководители территориальных (районных, городских) организаций Профсоюза образования.
Традиционные августовские совещания позволяют в режиме открытого диалога подвести итоги и обсудить новые задачи, стоящие перед системой образования.Обозначая новые стратегические ориентиры развития сферы, председатель комитета образования и науки Волгоградской области Лариса Савина, отметила, что наш регион вошел в состав 15 субъектов-участников федерального проекта по апробации модели уровневой оценки компетенций учителей. В ней примут участие 423 преподавателя русского языка и математики из 43 школ. Цель проекта – отработка механизмов, направленных на создание системы профессионального учительского роста.
"Единые подходы и инструменты оценки компетенций учителей, позволят использовать результаты для присвоения квалификационных категорий и задать новый вектор развития системы подготовки и повышения квалификации", – добавила руководитель профильного ведомства.
Уровень квалификации педагога должен зависеть от конкретных достижений, а карьерный рост – от повышения уже достигнутого уровня. В 2016-2017 учебном году программами повышения квалификации в Волгоградской области воспользовались 9700 учителей.
С нового учебного года в российских школах вводится изучение астрономии. У каждой образовательной организации есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже – с 1 января 2018-го.
Предстоящей весной регион снова будет встречать участников заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. В 2017 году в Волгограде прошли финальные испытания по английскому языку и праву. В 2016 – по испанскому, итальянскому и китайскому. В 2015 – по английскому и немецкому языкам. Предметы 2018 года – китайский язык и астрономия.
Стратегической задачей дополнительного образования является формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов. В Волгоградской области утвержден региональный приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей в Волгоградской области" на 2017 -2020 годы.По программам дополнительного образования детей в регионе работают 206 государственных и муниципальных образовательных организаций, в которых обучаются около 225 тыс.юных жителей региона в возрасте от 5 до 18 лет. Спектр образовательных программ расширен, в том числе по программам технической направленности. Реализуются около 50 модельных программ дополнительного образования детей по инженерно-техническим компетенциям - таких как "Робототехника", "Инженерная графика"- с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Сеть образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, работает в Волгоградской области по-новому. Действуют базовые и опорные образовательные организации для обучения детей-инвалидов, ресурсные центры инклюзивного образования, расширен спектр услуг по образованию и коррекционно-развивающей работе, оказывается психолого-медико-педагогическая помощь, реализуются индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов, работают консультационно-методические службы, осуществляется обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий.
Говоря о развитии профессионального образования региона, Лариса Савина отметила, что в числе стратегических задач – это создание ресурсных центров по основным направлениям подготовки кадров, востребованных экономикой региона, обеспечение совместной с общеобразовательными организациями предпрофильной подготовки школьников, эффективного взаимодействия с социальными партнерами – работодателями.
Одним из выступающих был ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александр Михайлович Коротков. Его выступление было посвящено развитию кадрового потенциала системы образования Волгоградской области. Он обратил особое внимание на укрепление партнерских связей вуза с муниципалитетами в части обучения студентов по целевому приему. В сентябре порог университета перешагнут около 1800 студентов, поступивших на бюджетной и договорной основе. Из них 49 человек стали студентами вуза по целевому приему. А.М.Коротков обратил внимание глав муниципалитетов на необходимость усилить и активизировать работу в этом направлении.
Александр Михайлович заострил внимание участников совещания на разработке и реализации целевой программы развития на базе университетского комплекса региональной сети ресурсных центров системы непрерывного педагогического образования региона. Главная цель проекта - создание и укрепление партнерских связей образовательных учреждений региона с университетом.«Мы предлагаем создать на базе образовательных учреждений региона 46 ресурсных центров системы непрерывного педагогического образования и не менее 15 площадок инновационной деятельности университета (по предметным областям). Главная задача этой работы – повысить качество подготовки учителей. Кроме того, через эти ресурсные центры мы планируем развернуть вместе с педагогами активную и результативную профориентационную работу. Поскольку перед всеми нами стоит главная задача — привлечь в педагогическую профессию, мотивированную и одареннуюмолодежь».
На пленарном совещании выступили ректор Волгоградского государственного университета Василий Валерьевич Тараканов и председатель Волгоградской областной организации Профсоюза образования Галина Валериевна Скоморохова.
Галина Валериевна отметила положительные изменения в отрасли образования региона, поблагодарив за профессионализм педагогических и руководящих работников. И остановилась на вопросах, которые волнуют педагогическое сообщество:«В сложнейших экономических условиях, чрезвычайно трудно работать комитетам образования региона, муниципалитетов, руководителям образовательных организаций, педагогам. И нам, профсоюзам, я хочу подчеркнуть, тоже непросто – мы строим взаимоотношения со всеми работниками отрасли – для нас – все члены профсоюза, которых надо поддержать, защитить».
Была затронута темы выполнения Указов Президента. «Удовлетворения уровнем оплаты труда педагоги не высказывают, так как размер зарплаты достигнут за счет повышения интенсификации труда. За последние три года величина зарплаты хоть и не снизилась, но ее покупательская способность резко сократилась. Профсоюзы говорят о том, что педагоги нашей страны выполняют единый заказ государства, значит, и подходы к вознаграждению за труд должны быть едиными. Надежда появилась, на сегодняшний день рекомендации о едином подходе к оплате труда направлены в Правительство РФ для утверждения. И как в своём большом интервью отметила О.Ю.Васильева: «В данном вопросе мы работаем вместе с профсоюзами. Без участия профсоюзов вопрос об оплате труда решить невозможно», - отметила Г.В.Скоморохова.
Внушает нам оптимизм факт - в проекте федерального бюджета с 2018 года запланированы специальные меры поддержки субъектов РФ на достижение показателей майских указов по зарплате бюджетников с ее последующей ежегодной индексацией.Надеемся, что при введении национальной системы учительского роста, будут введены единые подходы к оплате труда, к аттестации кадров. вы знаете, что предполагается ввести новые должности: «старший учитель», «ведущий учитель». Разработана «дорожная карта» по введению этого новшества до 2020 года, определены территории, где будет проходить апробация новой модели педагогического роста, в число которых вошла и наша область.
Профсоюз, безусловно, готов к обсуждению любых инициатив своих социальных партнёров в совершенствовании системы финансирования образования и поддержит любые позитивные изменения, направленные на рост заработной платы педагогов и улучшение качества их жизни. Вместе с тем, мы не кричим, не умеем мы, как говорят пиариться - мы каждодневно работаем – за столом переговоров, в обсуждении проблем, в выработке компромиссных решений.
Обнадёживает то, что во всех выступлениях и самого министра, и представителей министерства образования РФ четко зазвучала мысль – социальная защищённость и поддержка учителей - одно из приоритетных направлений в работе министерства.
Во весь голос вместе с профсоюзами заговорили об избыточной отчетности педагогов. Проведен мониторинг и сделаны выводы. Наконец-то, в масштабах страны признано, что рабочая неделя учителя в среднем составляет 58 часов, из которых 23 часа - учебная нагрузка, 31 час – внеурочная, подготовительная деятельность и 5 часов уходит на выполнение дел, не свойственных функциональным обязанностям».
«В условиях новых вызовов времени, - продолжила председатель региональной организации Профсоюза, - мы предлагаем консолидировать усилия в направлениях деятельности, которые не требуют больших финансовых затрат: это комплексная поддержка молодых специалистов (в Волгоградской области с 2010 года реализуется проект –Форум «Думая о будущем!», объединяющий мероприятия, проводимые Комитетом образования и науки, Советом молодых педагогов, областной организацией Профсоюза, социально-педагогическим университетом, академий последипломного образования. Основную задачу деятельности Совета молодых педагогов мы видим в содействии развитию кадрового потенциала нашего региона.
Обком Профсоюза в совей повседневной работе постоянно поддерживает общественно-педагогические объединения, ассоциации, помогающие нашему учителю и воспитателю расти профессионально. Мы смогли убедительно доказать, что, объединив наши усилия, можно эффективно поддерживать педагога и самое главное, делать его счастливее. Но это на областном уровне. А наша цель, чтобы этот опыт был распространён на уровне каждого муниципалитета, для этого в регионе проводится Областная Эстафета районных (городских) Советов молодых педагогов.
В 2017 году обком Профсоюза реализует проект «Школа правовой грамотности руководителей образовательных организаций», который высоко оценен самими директорами и заведующими, а также руководителями отделов образования муниципальных районов, где Школа уже проведена.
В заключении своего выступления Галина Валериевна пожелала успехов: «Задел в системе образования региона большой, перспективы просматриваются, залог этому, я уверена, – взаимодействие органов управления образованием с профессиональным союзом, родительской и педагогической общественностью. От всей души желаю всем вам удачи и вдохновения, интересных идей и добрых свершений в новом учебном году!».
Программа августовского совещания включила в себя посещение его участниками образовательных организаций г.Камышина для знакомства с лучшим педагогическим опытом педколлективов.
В завершении дня состоялась встреча руководителей органов управления образованием и лидеров профсоюзного движения с участниками VIII форума молодых педагогов "Думай о будущем", который проходил в Камышине с 23 по 26 августа.
В г.Волгограде в этот день на базе ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» и образовательных организаций прошли заседания 23 секций, в работе которых приняли участие более 700 педагогов муниципальных районов и городов-округов Волгоградской области.
С использованием информации с сайтов комитета образования и науки Волгоградской области, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Волгоградской государственной академии последипломного образования.