Главная / Деятельность / Охрана труда и здоровья

Интервью Ю.Г.Щемелёва газете "Мой Профсоюз": Вопросы безопасности образовательного процесса требуют внимания каждый день и каждый час

Пресс-служба Профсоюза. 19.10.2017
Печать

В преддверии декабрьского заседания Центрального совета профсоюза, основным вопросом которого станет состояние охраны труда в образовательных организациях, «МП» открывает на своих страницах обсуждение чрезвычайно важной и серьезной темы, затрагивающей всех участников образовательного процесса. 

Ответственность за создание и функционирование системы управления охраной труда законодательно возложена на плечи работодателя. Как справляются сегодняшние директора школ, ректоры вузов, заведующие детскими садами с этими непростыми задачами? Какую помощь им оказывает профсоюз и как работает система общественного контроля? Об этом наш разговор с Юрием Григорьевичем Щемелевым, главным техническим инспектором труда Общероссийского Профсоюза образования, заведующим отделом охраны труда и здоровья аппарата профсоюза.

- Юрий Григорьевич, почему сегодня тема охраны труда особенно актуальна?

- Охрана труда - это всегда актуальная и, можно сказать, вечная тема, потому что самое главное - безопасность. Дороже жизни работника, обучающегося, любого человека - ничего нет. Поэтому мы в первую очередь должны заботиться о том, в каких условиях трудятся наши учителя, педагоги, воспитатели, директора школ, все работники образования, в каких условиях осуществляется учебный процесс в целом. Эти условия должны быть безопасными, отвечающими требованиям охраны труда, и здоровыми - соответствующими санитарным нормам и правилам.

Обеспечение безопасности образовательного процесса - это святая обязанность работодателя, который должен с участием представителей выборного профсоюзного органа заниматься этим вопросом ежедневно, ежечасно, то есть постоянно.

- По каким принципам профсоюз осуществляет деятельность в сфере охраны труда?

- Защита прав членов профсоюза на охрану труда и здоровья уже более века является одним из приоритетных направлений деятельности нашей многомиллионной организации. Основной вопрос - это кадры. За последние 10 15 лет в нашем профсоюзе восстановлен институт отраслевой технической инспекции труда. Сегодня это 60 инспекторов труда, работающих в аппаратах региональных организаций профсоюза, более 2,7 тысячи внештатных технических инспекторов, ведущих свою деятельность в районных, городских (территориальных) организациях. А также около 70 тысяч уполномоченных по охране труда, избранных в первичных организациях профсоюза.

Регулярно проводится повышение квалификации техинспекторов, при этом, как правило, в программу включаются специальные вопросы, требующие особого рассмотрения, например, в 2016 году это были вопросы специальной оценки условий труда.

Эффективно работает Совет по охране труда и здоровья при Центральном совете профсоюза - своеобразный мозговой и координационный центр, который регулярно (не реже одного раза в год) рассматривает наиболее актуальные и злободневные проблемы в сфере безопасности и охраны труда, возникающие при организации и проведении образовательного процесса.

Мы стараемся подходить к вопросам охраны труда системно и рассматривать их со всех сторон, с учетом возможностей той или иной организации профсоюза, причем на всех уровнях: региональном, муниципальном, в первичном звене.

Если мы беспорядочно станем браться за решение проблем: выхватили одну горячую тему, потом другую, - это будет слишком поверхностный подход. В такой серьезной сфере все должно решаться комплексно, в единой системе управления образовательным процессом, где один из важнейших элементов - функционирование системы управления охраной труда в сфере образования. На данный момент - это задача номер один.

- Какой нормативной базой регулируется система охраны труда в России на сегодняшний день?

- Как известно, с января 2014 года в силу вступил Федеральный закон №426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», так же, как и 421 й ФЗ (закон-«спутник») от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Они внесли значительные, можно сказать, революционные изменения в наши законодательные, нормативно-правовые акты.

Например, в ст. 212 Трудового кодекса РФ у работодателя наряду с другими обязанностями по охране труда (такими, как обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах), появилась еще одна - создать систему управления охраной труда и обеспечить все для того, чтобы она нормально функционировала. В современной России этой функции вообще не существовало. В Советском Союзе в сфере образования были нормативные документы (союзного, республиканского значения), которые регламентировали содержание работы по охране труда на всех уровнях. Когда их упразднили, как и множество других нормативных правовых актов времен СССР, появился правовой вакуум. Положение об организации работы по охране труда в системе образования, утвержденное приказом Минпроса СССР еще в 1986 году, морально и юридически устарело. Встал вопрос о том, что необходимо разработать взамен. Профсоюз с министерством задумались о создании стройной комплексной системы управления охраной труда (СУОТ). В соответствии с Отраслевым соглашением на 2015 2017 годы Минобрнауки России по согласованию с Центральным советом профсоюза были разработаны Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, которые письмом министерства в августе 2015 года направлены в органы управления образованием субъектов РФ и подведомственные образовательные организации. Этот документ опубликован на сайте Минобрнауки России минобрнауки.рф/документы/9400 и на страничке «Охрана труда» на сайте профсоюза eseur.ru/Rekomendacii_po_sozdaniu_i_funkcionir. 

- В чем особенность этого документа?

- Здесь четко выстроена вертикаль управления охраной труда в системе образования и обозначены основные функции по охране труда федерального органа исполнительной власти (Минобрнауки России), органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также непосредственно самой образовательной организации.

Вместе с тем этот документ носит рамочный характер, является некой «матрицей» и не может быть перенесен в виде кальки на региональный или муниципальный уровень, тем более на уровень образовательной организации. Мы не могли разработать универсальный документ для всех типов образовательных организаций, создать единый стандарт. У нас много различных учреждений, очень непохожих друг на друга, имеющих свою специфику и направленность. Например, крупнейший вуз и детский сад.

Поэтому Советом по охране труда и здоровья при ЦС профсоюза было принято решение подготовить примерные положения о системе управления охраной труда для разных типов образовательных организаций. Такие примерные положения разработаны специалистами нашего отдела с участием коллег - инспекторов, членов совета.

В настоящее время подготовлены три проекта примерных положений о СУОТ для детского сада, школы и вуза соответственно. В октябре 2017 года на очередном заседании совета в городе Иваново они будут приняты и рекомендованы образовательным организациям для использования в практической работе.

- Вы часто выезжаете в территории, везде ли работодатели понимают необходимость принятия локальных нормативных актов по управлению охраной труда?

- Большинство региональных организаций профсоюза совместно с органами управления образованием активно включилось в процесс подготовки аналогичных документов по управлению охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

Переход от прежней организации работы по охране труда к более современному подходу, учитывающему такие требования трудового законодательства, как управление профессиональными рисками, проведение специальной оценки условий труда, предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда, позволит работодателям (руководителям образовательных организаций) и выборным коллегиальным органам профсоюзных организаций решать вопросы обеспечения безопасности в полном соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

За эти два года по инициативе Центрального совета и региональных организаций профсоюза во многих субъектах РФ, например, Брянской, Вологодской, Ивановской, Рязанской, Свердловской областях, городах Мурманске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Екатеринбурге, других муниципальных образованиях разработаны положения о системе управления охраной труда (СУОТ). А на их основе каждый руководитель, директор школы, заведующий детским садом обязан разработать свои положения.

Вместе с тем результаты мониторинга по охране труда, проведенного ЦС профсоюза в прошлом месяце, свидетельствуют, что как раз на этом уровне, в образовательных организациях, где должно быть обеспечено создание и функционирование СУОТ, процесс, к сожалению, буксует. Более чем в половине организаций не разработаны положения или другие локальные нормативные акты, регламентирующие управление охраной труда.

- А предусмотрено ли какое-либо наказание руководителю образовательной организации в случае отсутствия системы управления охраной труда и Положения о СУОТ?

- Да. Согласно статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В данном случае налицо нарушение требований охраны труда со стороны работодателя (руководителя образовательной организации) в части СУОТ. В 212 й статье ТК РФ указывается, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Это касается любой организации, будь то промышленное предприятие или учреждение бюджетной сферы.

- Давайте вернемся к примерным положениям о СУОТ, на которые в скором времени смогут опираться руководители образовательных организаций и профсоюзные комитеты при разработке своих локальных актов. Что общего в трех подготовленных проектах? Чем они принципиально отличаются друг от друга?

- Общим является то, что все эти примерные положения о СУОТ в детском саду, школе и вузе разработаны на основе требований:

а) отраслевого документа, а именно Рекомендаций по СУОТ, направленных на места письмом Минобрнауки в августе 2015 года;

б) межотраслевого нормативного правового акта, утвержденного позже приказом Минтруда от 19.08.2016 №438н, а именно - Типового положения о системе управления охраной труда;

в) стандартов безопасности труда в части управления охраной труда и менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Общим также является принцип структурирования этих документов.

Третьим обобщающим и весьма важным принципом является то, что действие СУОТ распространяется на всей территории образовательной организации, во всех зданиях, сооружениях, на всех производственных и непроизводственных объектах, учебных и вспомогательных помещениях, то есть на всех рабочих местах, безопасность которых обеспечивает работодатель (руководитель образовательной организации).

Наконец, все три проекта объединяет ключевой момент, или «ядро» СУОТ, без которого она безжизненна, а именно - распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя. То есть обязанности по охране труда должны быть прописаны в Положении о СУОТ для всех работников, начиная с заведующего детским садом и заканчивая воспитателем или сторожем, а в вузах - от ректора до лаборанта.

Кстати, Положение о СУОТ, разрабатываемое самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов, должно быть утверждено приказом работодателя с учетом мнения работников или представителей выборного профсоюзного органа (профкома).

Что же касается отличия этих документов, то здесь все зависит от того, к какому типу относится образовательная организация и какова ее специфика. Именно это будет определять форму, содержание и структуру Положения о системе управления охраной труда в конкретной образовательной организации.

- Кто и как осуществляет общественный контроль за соблюдением требований охраны труда, в том числе по обеспечению функционирования СУОТ в образовательной организации?

- В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса РФ профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда профсоюзы создают отраслевые технические инспекции труда, полномочия которых закрепляются в соответствующих положениях, утверждаемых выборным исполнительным органом профсоюза (исполнительный комитет или президиум).

Положение о технической инспекции труда утверждено и в Общероссийском Профсоюзе образования (постановление исполкома профсоюза от 7 июня 2012 г. №10).

Данный нормативный документ регламентирует деятельность отраслевых технических инспекторов труда профсоюза по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в системе образования.

Наряду с полномочиями, правами и обязанностями технических инспекторов труда в положении обозначена структура профсоюзной отраслевой инспекции, ее формирование и организационное обеспечение деятельности.

Каждому техническому инспектору труда профсоюза выдаются удостоверение установленного образца и нагрудный знак, использование которого повышает авторитет инспектора при проведении обследований состояния охраны труда в образовательных организациях.

Каждый технический инспектор труда имеет учетную запись электронной почты, с помощью которой обеспечивается оперативный обмен информацией с коллегами из территориальных и первичных организаций профсоюза.

Результаты деятельности технического инспектора и межрегиональной (региональной) организации профсоюза по охране труда за отчетный период оформляются в виде документов, заполняемых по установленным формам (19 ТИ - отчет о работе межрегиональной (региональной) организации профсоюза по охране труда и пояснительная записка к нему).

Деятельность внештатного технического инспектора труда профсоюза регламентируется Положением о внештатном техническом инспекторе труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ, которое утверждено постановлением исполкома профсоюза от 26 марта 2013 г. №13 9.

Внештатный инспектор труда избирается:

- в территориальных (местных) организациях профсоюза;

- в первичных профсоюзных организациях, действующих в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного образования.

Внештатный инспектор труда утверждается президиумом региональной (межрегиональной) организации профсоюза, имеет соответствующее удостоверение и работает на общественных началах.

Он является старшим уполномоченным по охране труда территориальной (местной) организации профсоюза или комитета первичной профсоюзной организации, действующей на уровне образовательной организации, координирует работу уполномоченных по охране труда в территориальной (местной) организации или в комитете первичной профсоюзной организации. И проводит общественный контроль за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства об охране труда в образовательных организациях региона.

Внештатный инспектор труда в своей деятельности по осуществлению общественного контроля взаимодействует с представителями органов местного самоуправления, прокуратуры, органов государственного надзора в муниципальных образованиях.

Кроме установленных обязанностей внештатный технический инспектор труда имеет ряд существенных гарантий по осуществлению своих полномочий, которые также приведены в положении.

Так, работодатель в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности» обеспечивает:

- предоставление времени не менее 8 часов в месяц для выполнения возложенных полномочий с оплатой по среднему заработку, определенным соответствующим территориальным соглашением (на уровне муниципальных и городских образований) или коллективным договором образовательной организации;

- освобождение от основной работы на время обучения и оплату этого времени в соответствии с территориальным соглашением и коллективными договорами образовательных организаций.

За активную и добросовестную работу внештатный инспектор труда поощряется в форме доплаты к должностному окладу, предоставления дополнительного отпуска, оплаты путевки на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств работодателя, территориального органа, осуществляющего управление в сфере образования, районных, городских и региональной организаций профсоюза, а также профсоюзных комитетов образовательных организаций.

Основные задачи и права уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов установлены в Трудовом кодексе РФ (ст. 370).

Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации, утвержденное постановлением исполкома профсоюза от 26 марта 2013 г. №13 12, более конкретно, с учетом особенностей и специфики сферы образования, с указанием установленных гарантий регламентирует деятельность уполномоченного по охране труда.

Уполномоченный является представителем профсоюзного комитета образовательной организации, избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации или ее структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа.

В вузах из числа избранных уполномоченных в структурных подразделениях (кафедрах, лабораториях) выбирается старший уполномоченный (внештатный технический инспектор труда).

В соответствии с положением уполномоченный представляет профсоюзную сторону в составе комитета (комиссии) по охране труда, создаваемого в организации в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ; участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (ст. 229 ТК РФ), комиссии по проведению специальной оценки условий труда (ст. 9 Федерального закона 426 ФЗ).

Уполномоченный имеет право:

- проводить общественный (профсоюзный) контроль в образовательной организации по соблюдению государственных требований по охране труда, локальных актов по охране труда в форме обследований, проверок единолично или в составе комиссий;

- выдавать руководителю, руководителям структурных подразделений организации и должностным лицам обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда (работодатель обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90 ФЗ);

- предъявлять требования к руководителю организации, руководителям структурных подразделений и должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- принимать участие в работе комиссий по приемке учебных, учебно-производственных помещений и опытных участков образовательной организации к новому учебному году.

Кроме того, положение предусматривает, что уполномоченному в соответствии с Трудовым кодексом РФ предоставляются гарантии, которые устанавливаются в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте образовательного учреждения, такие как: предоставление для выполнения возложенных на него обязанностей не менее восьми часов в месяц с оплатой по среднему заработку в соответствии с коллективным договором, оплата обучения по 40 часовой программе по охране труда, поощрение в виде доплаты к должностному окладу, предоставления дополнительного отпуска, оплаты путевки на санаторно-курортное лечение.

- Скажите, а какие основные правовые акты регламентируют совместную работу работодателя и выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации (профкома) по реализации мероприятий по охране труда?

- Это коллективный договор и соглашение по охране труда, которое является необходимым приложением к коллективному договору.

Коллективный договор устанавливает порядок взаимоотношений между работодателем и работниками в рамках социального партнерства по всем направлениям деятельности образовательной организации, обеспечивая социальные права, предусмотренные трудовым законодательством, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Особое место в коллективном догово¬ре занимает раздел «Охрана труда», поскольку в первую очередь это касается обеспечения безопасности жизни и здоровья работников, а также обучающихся.

Соглашение по охране труда - обязательная для работодателя правовая форма планирования мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения, источников финансирования и ответственных.

Оно является необходимым приложением к колдоговору, составляется и утверждается на каждый календарный год и вступает в силу с момента его подписания работодателем или его представителем. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно руководителем образовательной организации и профсоюзным комитетом, причем не реже двух раз в год.

Целесообразность планирования мероприятий по охране труда обусловлена необходимостью постоянного улучшения условий труда, санитарно-бытового обеспечения работников, способствует предупреждению травматизма на производстве.

В июне 2016 года специалисты отдела охраны труда и здоровья ЦС профсоюза подготовили «Примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность», который опубликован на сайте Общероссийского Профсоюза образования в разделе «Охрана труда».

Примерный перечень был предложен Министерству образования и науки Российской Федерации для направления руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных организаций. Минобрнауки России приняло предложение и своим письмом от 8 августа 2017 года №12 753 довело перечень до участников процесса коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в сфере образования. Письмо также опубликовано на сайте министерства.

Не сомневаюсь, что этот документ будет чрезвычайно востребован работодателями и профсоюзными организациями при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда, а также при осуществлении контроля за их исполнением.

- Большое спасибо за разговор. Надеюсь, наша сегодняшняя беседа - это только начало обсуждения и анализа на страницах газеты чрезвычайно важной и серьезной темы, затрагивающей каждого участника образовательного процесса.

- Безусловно, охрана труда и здоровья заслуживает пристального внимания всех членов профсоюза. Надеюсь, регулярные выпуски тематической рубрики помогут посвятить наших читателей во все самые сложные вопросы, касающиеся безопасности и охраны труда в сфере образования.

Когда работник знает и понимает, как предупредить возможные риски, как предотвратить аварии и несчастные случаи на производстве, улучшить условия труда на рабочих местах, он сохранит здоровье себе и своим коллегам. Берегите себя, уважаемые коллеги!

 

Источник: «Мой профсоюз» от 05.10.2017 № 40, автор: Наталья Воронина.

Источник: "Мой Профсоюз" от 05.10.2017 № 40, автор Наталья Воронина

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо