Главная / Деятельность / Кадры и аттестация работников

ПРОФСОЮЗ – ЗА СОВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА!

Пресс-служба Профсоюза. 28.08.2019
Печать

20 августа в субъекты Российской Федерации было направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников". В связи с этим на вопросы корреспондента газеты "Мой Профсоюз" ответила Председатель Профсоюза Галина Меркулова.

Галина Ивановна, с какой с целью Профсоюз принял участие в подготовке примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников?

Галина Меркулова: К сожалению, минувший учебный год был отмечен целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей (в частности, популяризирующих спорт и здоровый образ жизни) в нарушении ими норм профессиональной этики. Эти частные истории не могли остаться без внимания со стороны Профсоюза и Минпросвещения России. Мы попытались привести нормы этики в созвучие со временем, отбросив в сторону устаревшие представления, и выработать механизм защиты педагога от произвольных нападок. 

А от каких устаревших норм этики теперь предлагается отказаться?

Галина Меркулова: Примерное положение разработано взамен Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников, подготовленного в 2014 году. Во-первых, будучи "пробой пера" в новом жанре, документ содержал множество громоздких, размытых и вызывавших произвольное толкование положений. Так, педагогам предписывалось "воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей". Мы постарались исключить в новом документе подобный субъективизм. Во-вторых, некоторые прежние нормы (например, требования к внешнему виду педагога) были попросту переписаны из Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Так, Модельный кодекс указывал педагогам на необходимость во что бы то ни стало "соответствовать общепринятому деловому стилю", что было лишено здравого смысла в отношении тех же учителей физкультуры во время спортивных занятий или педагогов, привлекаемых к работе в качестве руководителей походов. Учитывая многообразие педагогических ситуаций, в новой редакции документа требования такого рода заменены на более гибкую норму о соблюдении "внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы".

Распространяются ли требования к педагогам на их поведение в сети "Интернет"?

Галина Меркулова: Данный вопрос не был урегулирован в упомянутом Модельном кодексе, что вызывало трудности в трактовке недопустимого поведения учителя, скажем, в социальных сетях. Новый документ отвечает вызовам цифровой среды, но ориентирован не на запретительные меры или вмешательство в частную жизнь педагога, а на установление единственного ограничения – воздержания от размещения в сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Почему выбрана именно такая формулировка? Дело в том, что виды данной информации очень чётко определены в специальном законе. К примеру, в нём указано, что информация порнографического характера – это, простите, не изображение в купальнике или с обнажённым атлетическим торсом, а (цитирую): "информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения". Понятно, что Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует деятельность СМИ, а не педагогов. Однако отсылка к используемым в нём понятиям позволит, с одной стороны, сформировать у педагога конкретное представление о границах допустимых действий в общедоступном информационном пространстве, с другой – оградить его от возможных несправедливых обвинений. Мы считаем, что требования к поведению учителя в доступных для детей местах в сети "Интернет" не могут быть более строгими, чем, скажем, к федеральному телеканалу.

А как быть, если родители обучающихся жалуются на нарушение норм этики?

Галина Меркулова: Это ключевой вопрос. Модельный кодекс содержал раздел с грозным названием "Ответственность за нарушение положений Кодекса", который распространялся даже на сферу аттестации педагогов. Вместо этого в новом документе появился раздел, посвящённый реализации права педагогов на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. В целях создания условий для реализации этого права Профсоюз и Минпросвещения России готовят в настоящее время примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

 

 

С примерным положением о нормах профессиональной этики педагогических работников можно ознакомиться здесь.

 

 

Приложение к письму

Минпросвещения России и

Общероссийского Профсоюза образования

от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484

 

Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

 

I. Общие положения

 

1. Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее – Положение) разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

2. Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

 

II. Нормы профессиональной этики педагогических работников

 

3. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;

з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

III. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики

педагогических работников

 

4. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

5. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, установленных разделом II настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах – гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

6. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

7. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.

 

 

Источник: Общероссийский Профсоюз образования

Наш сайт использует cookie-записи. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie.

Хорошо